Памяти советского космонавта Владимира Михайловича Комарова

45 лет назад, 24 апреля 1967-го года, при завершении полета советского космического корабля «Союз-1» погиб космонавт Владимир Комаров.

45 лет назад, 24 апреля 1967-го года, при завершении полета советского космического корабля «Союз-1» погиб космонавт Владимир Комаров.


23 апреля, в день старта, слово «впервые» упоминалось постоянно.

Это был первый пилотируемый полет космического корабля «Союз».

Впервые в космос полетел советский человек, который там уже однажды побывал.

Это памятное событие, случившееся в октябре 1964-го года, запомнилось, между прочим, и тем, что «провожал» космонавтов (Комарова, Феоктистова, Егорова) один лидер партии и страны (Н.С. Хрущев), а «встречал» уже другой (Л.И. Брежнев).

И, наконец, это был первый полет после безвременного ухода из жизни легендарного Главного Конструктора – Сергея Павловича Королева, на котором в советской космической программе держалось очень и очень многое, если не сказать – все. Корабль «Союз», задуманный Королевым, представлял собой не просто очередную модификацию прежних «Востоков» и «Восходов». Конечной целью проекта «Союз» была... Луна!

Без Королева, в ускоренном режиме, состоялись первые испытательные запуски беспилотных «Союзов». Наряду с несомненными достоинствами, были выявлены многочисленные недостатки. Требовались новые испытания, но…Впереди замаячила «круглая» дата – 50-летие Великого Октября. Стремительно приближался и очередной Первомай. В соответствии с идеологемами того времени, этот, второй по значению советский праздник, было бы крайне желательно украсить новым ярким достижением в освоении космоса! Поэтому на весну 1967-го года наметили первый пилотируемый полет «Союза». Точнее – полеты. План был такой. Сначала на трехместном «Союзе-1» 23 апреля стартует Комаров. Затем, на следующий день, на орбиту выходит «Союз-2» с экипажем: Валерий Быковский, Алексей Елисеев, Евгений Хрунов. После стыковки двух кораблей (впервые в истории!) Елисеев и Хрунов должны были, через открытый космос, перейти в корабль Комарова. И далее – расстыковка и посадка.


Однако, вскоре после старта «Союза-1» (который прошел вполне благополучно) в эту смелую программу пришлось вносить коррективы. На корабле не раскрылась одна из панелей солнечных батарей, что могло привести к энергетическому голоду систем жизнеобеспечения - как «Союза-1», так и его предполагаемой «спарки» с «Союзом-2».

Государственной комиссии, находившейся на космодроме, надо было срочно принимать решение по второму «Союзу». Его экипаж «рвался в бой». В поддержку запуска 24 апреля высказались и большинство членов Государственной комиссии. И, все же, решающим оказалось мнение Президента Академии наук Мстислава Келдыша: «Союз-2» следует оставить на земле, Комарова – срочно возвратить. Жизни Елисеева и Хрунова были, таким образом, спасены. Почему – стало ясно на следующий день...

24 апреля Комаров работал блестяще. Он вручную сориентировал корабль, используя при этом систему ориентации по Луне, чего никто никогда еще не делал. Вскоре, точно над расчетной точкой, «Союз-1» произвел торможение. Космонавт доложил об этом, занял среднее кресло и ждал, когда под действием датчиков произойдет разделение спускаемого и агрегатного отсеков. Последние слова его были: «Передайте всем... Произошло разделение...».

Ю.А.Гагарин и В.М.Комаров

Беда пришла оттуда, откуда не ждали. Подвела тормозная парашютная система. Сработал вытяжной парашют, который должен был вытянуть основной. Но основной парашют не вышел... По истечении контрольного времени на раскрытие основного парашюта, автоматика ввела в действие запасной парашют, и он успешно сработал! Но… обернулся вокруг вытяжного парашюта и сложился. Как выяснилось впоследствии, отработкой данной нештатной ситуации никто всерьез не занимался. Слишком поджимали сроки...

На скорости 300 км/час «Союз-1» врезался в землю. Произошло мощное возгорание. Подоспевшие на вертолетах спасатели смогли потушить разбившийся корабль, только забросав его землей. Вытаскивал то, что осталось от Владимира Комарова, его друг и дублер Юрий Гагарин, срочно прилетевший из Крыма, из Центра дальней космической связи.

Журналист Ярослав Голованов: «Гагарин мне об этом рассказывал. Но это так страшно, что я не могу об этом писать».

По результатам проведенного расследования парашютные контейнеры «Союзов» прошли необходимую доработку. За полувековую историю их дальнейшей эксплуатации никаких проблем с парашютной системой больше не возникало.

Вскоре после исторического полета «Аполлона-11» советская лунная программа была свернута, а корабли типа «Союз» были переориентированы на обслуживание орбитальных космических станций. В настоящее время это единственный тип корабля, который поддерживает связь с Международной космической станцией. Легендарная надежность «Союзов» была оплачена дорогой ценой – жизнями космонавтов-испытателей.

И первое имя в этом скорбном списке - Владимир Михайлович Комаров.

Источник фотографий:
http://www.compulenta.ru/special/komarov

Технологии Blogger.
В оформлении использовано: Esquire by Matthew Buchanan.