40 лет назад Владимир Высоцкий написал письмо…

У Владимира Маяковского есть «Разговор с фининспектором о поэзии». 40 лет назад Владимир Высоцкий попытался повысить уровень разговора с чиновником и поговорить о поэзии с министром – министром культуры СССР П.Н. Демичевым.

И вот что из этого получилось...

У Владимира Маяковского есть «Разговор с фининспектором о поэзии». 40 лет назад Владимир Высоцкий попытался повысить уровень разговора с чиновником и поговорить о поэзии с министром – министром культуры СССР П.Н. Демичевым.

И вот что из этого получилось.

17 апреля 1973 года
Москва. ЦК КПСС П.Н. Демичеву

Уважаемый Петр Нилович!

В последнее время я стал объектом недружелюбного внимания прессы и Министерства культуры РСФСР.

Девять лет я не могу пробиться к узаконенному официальному общению со слушателями моих песен. Все мои попытки решить это на уровне концертных организаций и Министерства культуры ни к чему не привели. Поэтому я обращаюсь к Вам, дело касается судьбы моего творчества, а значит, и моей судьбы.

Вы, вероятно, знаете, что в стране проще отыскать магнитофон, на котором звучат мои песни, чем тот, на котором их нет. Девять лет я прошу об одном: дать мне возможность живого общения со зрителями, отобрать песни для концерта, согласовать программу.

Почему я поставлен в положение, при котором мое граждански ответственное творчество поставлено в род самодеятельности. Я отвечаю за свое творчество перед страной, которая поет и слушает мои песни, несмотря на то, что их не пропагандируют ни радио, ни телевидение, ни концертные организации. Но я вижу, как одна недальновидная осторожность работников культуры, обязанных непосредственно решать эти вопросы, прерывает все мои попытки к творческой работе в традиционных рамках исполнительской деятельности. Этим невольно провоцируется выброс большой порции магнитофонных подделок под меня, к тому же песни мои в конечном счете жизнеутверждающи, и мне претит роль "мученика", эдакого "гонимого поэта", которую мне навязывают. Я отдаю себе отчет, что мое творчество достаточно непривычно, но так же трезво понимаю, что могу быть полезным инструментом в пропаганде идей, не только приемлемых, но и жизненно необходимых нашему обществу. Есть миллионы зрителей и слушателей, с которыми, убежден, я могу найти контакт именно в своем жанре авторской песни, которым почти не занимаются другие художники.

Вот почему, получив впервые за несколько лет официальное предложение выступить перед трудящимися Кузбасса, я принял это предложение с радостью и могу сказать, что выложился на выступлениях без остатка. Концерты прошли с успехом. Рабочие в конце выступлений подарили мне специально отлитую из стали медаль в благодарность, партийные и советские руководители области благодарили меня за выступления, звали приехать вновь. Радостный вернулся в Москву, ибо в последнее время у меня была надежда, что моя деятельность будет наконец введена в официальное русло.

И вот незаслуженный плевок в лицо, оскорбительный комментарий к письму журналиста, организованный А.В.Романовым в газете "Советская культура", который может послужить сигналом к кампании против меня, как это уже бывало раньше.

В Городке космонавтов, в студенческих общежитиях, в Академгородке и в любом рабочем поселке Советского Союза звучат мои песни. Я хочу поставить свой талант на службу пропаганде идей нашего общества, имея такую популярность. Странно, что об этом забочусь один я. Это не простая проблема, но верно ли решать ее, пытаясь заткнуть мне рот или придумывая для меня публичные унижения?

Я хочу только одного – быть поэтом и артистом для народа, который я люблю, для людей, чью боль и радость я, кажется, в состоянии выразить, в согласии с идеями, которые организуют наше общество.

А то, что я не похож на других, в этом и есть, быть может, часть проблемы, требующей внимания и участия руководства.

Ваша помощь даст мне возможность приносить значительно больше пользы нашему обществу.

В. Высоцкий


Очень интересный документ.

Из него, между прочим, следует, что Высоцкий, прекрасно зная себе цену, совсем не желал быть «мучеником», «гонимым поэтом». Он считал, что идеи его песен – жизнеутверждающи, что они (т.е. песни) могут быть «полезным инструментом в пропаганде идей, необходимых нашему обществу». И эти слова ПОЭТА не были какой-то «дипломатической» уловкой. Вопреки, чуть ли не общепринятому сейчас мнению о «диссидентстве» Высоцкого, о его непримиримой схватке с «совком», он был советским человеком, в самом лучшем значении этого слова.

И вот, один из высоких представителей власти, именующей себя «властью рабочих, колхозников и трудовой интеллигенции» получает такое письмо. В нем, между прочим, имеются строки о рабочих Кузбасса, с восторгом встретивших выступления поэта, о партийных и советских руководителях, которые звали его снова посетить их края.

Как бы поступил в такой ситуации какой-нибудь более или менее дальновидный «царский сатрап» из эпохи «до исторического материализма»? Видя, что некоторое движение, может быть и не совсем приемлемое для властей, уже началось, он наверняка бы схитрил, по крайней мере – предпринял бы попытку «вклиниться» в ряды этого движения, а если удастся – даже и возглавить его.

По аналогии с этим, а также, может быть, из простого любопытства (а каков же он вблизи, этот Высоцкий), Демичев мог бы позвать Владимира Семеновича «на чашку чая» поговорить с ним. И только потом составить об этом человеке и о его творчестве какое-то более определенное мнение.

Но… куда там! Недрогнувшей рукой письмо «отфутболивается» в отдел культуры ЦК КПСС. В футболе, вообще-то, рукой играть нельзя. Красная карточка, Вам, министр культуры! Далее письмо «спускается вниз» от одного чиновника к другому, и в конце концов, на свет появляется так называемая «записка»:

В ЦК КПСС обратился артист Московского театра драмы и комедии (на Таганке) т. Высоцкий В.С. с письмом, в котором ставит вопрос о разрешении ему концертной деятельности, а также высказывает свое несогласие с корреспонденцией в газете "Советская культура" от 30 марта с. г. по поводу его публичных выступлений в гор. Новокузнецке.

По сообщению Министерства культуры РСФСР, гастроли т. Высоцкого В.С. в гор. Новокузнецке были проведены помимо "Росконцерта", на который возложена организация концертов и ответственность за их качество. Тов. Высоцкий В.С. не имеет аттестации государственной комиссии, необходимой для получения права на концертную деятельность. В связи с этим ему не утверждалась тарифная ставка для оплаты его концертов.

За нарушение "Положения о порядке организации и проведения гастрольно-концертной деятельности в стране", утвержденного Министерством культуры СССР, на директора Новокузнецкого театра т. Баратца Д.О. и начальника Кемеровского областного управления культуры т. Курочкина И.Л. наложены строгие административные взыскания…

* * *

Итак, власть определилась. «Товарищ Высоцкий», не имеющий «аттестации» и «тарифной ставки», незаконно поехал на гастроли, а другие товарищи, ответственные за их организацию, эти нарушения проглядели… Вот их, этих товарищей, надо наказать, чтобы другим неповадно было, да не просто наказать, а «строго»…

* * *

…Сейчас многие «специалисты» вдруг обнаружили в советском строе ряд положительных моментов. Вопросов нет – наверное, были такие моменты. Тогда – почему же рухнула Советская власть?

Да вот потому и – рухнула! (см. выше – письмо и «записку»)…

* * *

...Предлагаемый читателям видеосюжет Высоцкий так и не увидел. Не успел, видимо, Народный Артист "пройти аттестацию" и получить "тарифную ставку"...

Источник фото:
http://y-tver.com/?art=5773

Технологии Blogger.
В оформлении использовано: Esquire by Matthew Buchanan.