Подвигу «Сашко» из Ростова – 70 лет (часть 3)

Один день Александра Печерского.
Подвигу «Сашко» из Ростова – 70 лет.

Продолжение.

...Во время лечения в госпитале Александр Аронович написал много писем своей сестре Зинаиде. Она посоветовала брату, взяв за основу эти письма, переделать их в книгу воспоминаний. Записками Печерского, в которых автор, по понятным причинам, мог отразить лишь малую толику увиденного и пережитого за годы войны, заинтересовались в Ростовском книжном издательстве. Только выдвинули ряд «условий».

– Александр Аронович, не надо употреблять в книге слово «евреи». Не надо выпячивать этот вопрос. Пишите «мирные советские граждане».
– Там были люди из многих стран, не только из Советского Союза.
– Ну, тогда, – просто «мирные граждане», «заключенные», «узники»… Кроме того, нежелательны еврейские фамилии, имена. Пишите вместо «Борух» – «Борис», ну и так далее…
– А моя фамилия Вас устраивает? Или ее тоже надо переделать?
– Устраивает. Звучит – вполне себе ничего…

Так, в 1945-м году, появилась на свет небольшая книжка «Восстание в Собибуровском лагере», сразу же ставшая библиографической редкостью. Через 65 лет, в 2010-м году, она будет переиздана и представлена на Московской международной книжной ярмарке…

Один день Александра Печерского.
Подвигу «Сашко» из Ростова – 70 лет.

Продолжение, часть 1 можно прочитать здесь, часть 2 – здесь.

Во время лечения в госпитале Александр Аронович написал много писем своей сестре Зинаиде. Она посоветовала брату, взяв за основу эти письма, переделать их в книгу воспоминаний. Записками Печерского, в которых автор, по понятным причинам, мог отразить лишь малую толику увиденного и пережитого за годы войны, заинтересовались в Ростовском книжном издательстве. Только выдвинули ряд «условий».

– Александр Аронович, не надо употреблять в книге слово «евреи». Не надо выпячивать этот вопрос. Пишите «мирные советские граждане».
– Там были люди из многих стран, не только из Советского Союза.
– Ну, тогда, – просто «мирные граждане», «заключенные», «узники»… Кроме того, нежелательны еврейские фамилии, имена. Пишите вместо «Борух» – «Борис», ну и так далее…1
– А моя фамилия Вас устраивает? Или ее тоже надо переделать?
– Устраивает. Звучит – вполне себе ничего…

1 Когда несколько лет назад, на мемориальной плите, установленной в Змиевской балке, слово «евреи» заменили на «мирные граждане», организаторам этого позорного действа, наверное, казалось, что они придумали что-то новое. Известно, однако, что «новое» – это хорошо забытое старое…

Так, в 1945-м году, появилась на свет небольшая книжка «Восстание в Собибуровском лагере», сразу же ставшая библиографической редкостью. Через 65 лет, в 2010-м году, она будет переиздана и представлена на Московской международной книжной ярмарке…


После Победы, в течение всех следующих 45-ти лет, отпущенных ему судьбой (А.А.Печерский умер в 1990-м году), «мирный гражданин» Печерский кое-кому казался совсем не «мирным», а довольно «ершистым», неудобным и подозрительным человеком. В конце 40-х, в разгар борьбы с «безродными космополитами», на него даже пытались «повесить» дело о какой-то растрате за период работы в Ростовском финансово-экономическом институте. Следователь, увидевший более чем скромную обстановку старой коммунальной квартиры, в которой жили Александр Аронович и члены его семьи, помялся, извинился и ушел. «Дело» тихо прикрыли. Но из партии Печерского («на всякий случай») – исключили. Сразу после смерти Сталина, едва забрезжила на горизонте «оттепель», Александра Ароновича пригласили в райком и предложили написать заявление о восстановлении в партии.

– Скажите, а когда меня исключали из партии, я писал заявление? Нет. Вот и сейчас – никакого заявления я писать не буду!

Это был вызов… Не первый и далеко не последний в жизни Александра Ароновича.

…Собибор, сентябрь 1943-го года. Перед строем заключенных появляется комендант лагеря. Он находится в хорошем настроении.

– Вот ты, – обращается он к тщедушному голландскому еврею в очках.
– Ты должен за пять минут расколоть этот пень. Не успеешь – получишь 25 плеток.
– Позвольте мне, герр-комендант! – Печерский делает шаг вперед.
– Я могу это сделать гораздо быстрее!
– Ну что же, попробуй! Расколешь – получишь пачку папирос!

Всего несколько раз «Сашко» взмахнул топором.

– Готово!
– Ну что ж. Бери свои папиросы.
– Герр-комендант, а я не курю.
– Ну, тогда возьми этот хлеб. И маргарин в придачу.
– Извините, герр-комендант, но последняя пайка была очень вкусной. И я – не голоден…

«Оргвыводы» не последовали. Сказалось, видимо, хорошее настроение «герра-коменданта». Если бы он знал, что пройдет всего несколько дней, и топор опустится уже не на пень, а на его собственную голову…

…А.А.Печерский вспоминал впоследствии: «Я увидел эти продукты и понял – их взяли с собой в дорогу люди, которые утром были еще живы. А сейчас они, отравленные газом, горят на костре… Я смотрел на этот хлеб, и мне казалось, что из него капает кровь»…

* * *

…В 1965-м году в нашей стране широко и торжественно праздновался первый юбилей Великой Победы – 20 лет. Новое руководство СССР объявило 9 мая нерабочим днем, участники войны (тогда еще сравнительно молодые люди) – везде были нарасхват. В Ростове тоже вспомнили про своего героя, Печерского приглашали в институты, школы, повязывали ему красные галстуки, в одной школе появился даже отряд имени А.А.Печерского. Но потом, когда юбилейная волна схлынула, все вошло в свою обычную колею. А вскоре положение Александра Ароновича осложнилось. После шестидневной войны 67-го года изменилась международная обстановка, были прерваны дипломатические отношения с Израилем, острие всей советской пропаганды было переориентировано на «израильских ястребов и их американских покровителей». Между тем, за долгие годы Александр Аронович наладил обширную переписку – со своими братьями и сестрами по Собибору, с бывшими узниками других лагерей смерти. Письма приходили из США и Канады, Голландии и Польши, Австралии и Израиля. Особое беспокойство в «компетентных органах» вызывали письма, написанные на иврите. Людей, знающих этот древний язык, рассматривали, как потенциальных перебежчиков в «логово мирового сионизма». Печерскому, который не собирался никуда уезжать, тем не менее, пришлось вспомнить некоторые приемы конспирации – чтобы ознакомиться с текстом того или иного письма (он не читал на иврите и английском) и, при этом, не подвести того человека, который делал перевод.

Если бы у наших идеологических «дубарей» (другого слова не подберу) была хотя бы толика дальновидности и ума, они вполне могли сделать имя Печерского знаменем борьбы с расизмом, национальной нетерпимостью, нарождающимся неонацизмом. Печерский и его товарищи, совершившие единственный и неповторимый подвиг за все время войны, могли бы стать нашим национальным достоянием, гордостью всего советского народа. Этих людей должна была знать в лицо вся страна. Вместо этого, Александра Ароновича сделали «глухо-невыездным» героем, о котором почти ничего не знали – не только в родной стране – в родном городе… Здесь, кроме всего прочего, сказалась и давняя, застарелая, неизлечимая ни при каком режиме – болезнь нашего государственно-чиновничьего аппарата – хронический антисемитизм.

Героя, о котором знал уже весь мир - никуда не пускали…

…В 1982-м году на Западе вышла документальная книга американского писателя Ричарда Рашке «Побег из Собибора». Впоследствии она неоднократно переиздавалась, а в 2010-м году появилось, наконец, и русское издание.


В 1987-м году по книге был снят одноименный фильм (Режиссер – Джек Голд. В главных ролях: Александр Печерский – Рутгер Хауэр; Люка – Иоанна Пакула). Впоследствии за исполнение роли Печерского Рутгер Хауэр был удостоен премии «Золотой Глобус» в номинации «За лучшую мужскую роль».


Приглашенные на премьеру Александр Аронович и Ольга Ивановна Печерские - в зале отсутствовали. Догадайтесь, по какой причине? И это – один из многих примеров подобного рода!!!

Окончание следует…

Технологии Blogger.
В оформлении использовано: Esquire by Matthew Buchanan.