100 лет назад родился Герой Советского Союза, Заслуженный летчик-испытатель СССР, писатель Марк Галлай


Краткая автобиография Героя, написанная им самим за несколько месяцев до смерти, в 1998-м году:

Галлай Марк Лазаревич.

Родился в Петербурге 16 апреля 1914 г.

Образование высшее техническое (Ленинградский политехнический институт) и летное (Школа пилотов ленинградского аэроклуба).

С 1937 по 1958 г. работал летчиком-испытателем конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов авиационной промышленности. Летал на самолетах 124 типов и назначений.

В 1941, 1942, 1943 гг. участвовал в Великой Отечественной войне в качестве летчика, командира звена, заместителя командира эскадрильи. Вышел в отставку в звании полковника.

Испытательную работу совмещал с научно-исследовательской. Опубликовал около 30 научных работ. Доктор технических наук, профессор, академик Академии транспорта Российской Федерации.

Участвовал в подготовке первой группы советских космонавтов («гагаринской шестерки»).

После завершения летной деятельности с 1958 по 1975 г. работал старшим научным сотрудником в Летно-исследовательском институте (ЛИИ) Министерства авиационной промышленности. С 1975 г. занимался только литературным трудом. Первую книгу «Через невидимые барьеры» опубликовал в 1960 г.

Жанр, в котором работаю, – художественно-документальный: на основе фактов, событий и проблем отечественной авиации и космонавтики. Член Союза писателей с 1965 г.

За участие в боях и летно-испытательскую работу присвоено звание Героя Советского Союза и Заслуженного летчика-испытателя СССР. Награжден 11 орденами и 15 медалями. Одной из Малых планет Солнечной системы присвоено наименование «Галлай».

Председатель Президиума ВС СССР, Маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов вручает М.Л. Галлаю знаки отличия Героя Советского Союза: орден Ленина и медаль «Золотая Звезда». 1957-й год


Последний абзац (о наградах) нуждается, наверное, в детализации. Помимо Золотой Звезды Героя, у М.Л. Галлая было 3 ордена Ленина, 4 – Боевого Красного Знамени, орден Красной Звезды, 2 ордена Отечественной Войны…

Скромная фраза «летал на самолетах 124 типов», также, очевидно, требует «некоторого» пояснения…


Краткая автобиография Героя, написанная им самим за несколько месяцев до смерти, в 1998-м году:

Галлай Марк Лазаревич.

Родился в Петербурге 16 апреля 1914 г.

Образование высшее техническое (Ленинградский политехнический институт) и летное (Школа пилотов ленинградского аэроклуба).

С 1937 по 1958 г. работал летчиком-испытателем конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов авиационной промышленности. Летал на самолетах 124 типов и назначений.

В 1941, 1942, 1943 гг. участвовал в Великой Отечественной войне в качестве летчика, командира звена, заместителя командира эскадрильи. Вышел в отставку в звании полковника.

Испытательную работу совмещал с научно-исследовательской. Опубликовал около 30 научных работ. Доктор технических наук, профессор, академик Академии транспорта Российской Федерации.

Участвовал в подготовке первой группы советских космонавтов («гагаринской шестерки»).

После завершения летной деятельности с 1958 по 1975 г. работал старшим научным сотрудником в Летно-исследовательском институте (ЛИИ) Министерства авиационной промышленности. С 1975 г. занимался только литературным трудом. Первую книгу «Через невидимые барьеры» опубликовал в 1960 г.

Жанр, в котором работаю, – художественно-документальный: на основе фактов, событий и проблем отечественной авиации и космонавтики. Член Союза писателей с 1965 г.

За участие в боях и летно-испытательскую работу присвоено звание Героя Советского Союза и Заслуженного летчика-испытателя СССР. Награжден 11 орденами и 15 медалями. Одной из Малых планет Солнечной системы присвоено наименование «Галлай».

Председатель Президиума ВС СССР, Маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов вручает М.Л. Галлаю знаки отличия Героя Советского Союза: орден Ленина и медаль «Золотая Звезда». 1957-й год


Последний абзац (о наградах) нуждается, наверное, в детализации. Помимо Золотой Звезды Героя, у М.Л. Галлая было 3 ордена Ленина, 4 – Боевого Красного Знамени, орден Красной Звезды, 2 ордена Отечественной Войны…

Скромная фраза «летал на самолетах 124 типов», также, очевидно, требует «некоторого» пояснения. Замечательный летчик «поставил на крыло» такие этапные, выдающиеся машины, как первый советский реактивный истребитель МИГ-9, стратегический бомбардировщик ТУ-4 (первый советский носитель ядерного оружия), реактивный стратегический бомбардировщик 3-М… Именно этот легендарный самолет изображен на российской почтовой марке, посвященной юбилею М.Л. Галлая:


И еще один самолет на счету у нашего Героя. Тот, который он не испытывал.

Первый самолет, сбитый в небе над Москвой во время первого налета фашистской авиации на нашу столицу 22-го июля 1941-го года…

Слово – М.Л. Галлаю (из книги «Через невидимые барьеры»):

«В числе защитников столицы – отдельная эскадрилья ночных истребителей, сформированная из лётчиков-испытателей, успевших освоить последнюю новинку нашего самолётостроения — скоростной истребитель МиГ-3, сконструированный коллективом инженеров во главе с А.И. Микояном и М.И. Гуревичем…

И вот я в чёрном небе над Москвой…

Москва в огне! Кто из нас мог всего месяц назад даже представить себе такое? До этого в нас прочно, как нечто само собой разумеющееся, успело впитаться представление о будущей войне: обязательно «малой кровью», и притом только «на чужой территории».

В лучах прожекторов плывет тяжелый «Дорнье». Ловлю себя на желании стрелять прежде всего по жирным черным крестам, ярко выделяющимся на фоне желтых крыльев. Но это движение души надо подавить: от пробоин в крыльях «Дорнье» не упадет; надо бить по моторам, по кабине, по стрелковым постам, от которых к моему самолету уже тянутся пунктирные строчки трасс встречных очередей»…


Окончание – здесь.

Технологии Blogger.
В оформлении использовано: Esquire by Matthew Buchanan.