100 лет назад родился Герой Советского Союза, Заслуженный летчик-испытатель СССР, писатель Марк Галлай (окончание)


Мне повезло: книги М.Л. Галлая всегда были моими настольными книгами. Так получилось, что, не прочитав в далеком детстве многого из того, что было «положено», я, не по возрасту глубоко – погрузился в мемуаристику. Во многом этому поспособствовала первая книга подобного жанра, – «Большой футбол», Андрея Петровича Старостина. Затем, страсть к футболу и шахматам закономерно перенеслась на «Записки шахматиста», Александра Александровича Котова, воспоминания маэстро Александра Кобленца (тренера Михаила Таля). В дальнейшем, логическим следствием некоторого взросления и обобщения «предыдущего» опыта, стала для меня эпохальная книга Ильи Григорьевича Эренбурга «Люди, годы, жизнь».

И вот, в году, примерно, 1965-м, я открыл для себя нового замечательного писателя – М.Л. Галлая. Начав читать его воспоминания, я уже не мог от них оторваться…

Окончание, начало – здесь.

Мне повезло: книги М.Л. Галлая всегда были моими настольными книгами. Так получилось, что, не прочитав в далеком детстве многого из того, что было «положено», я, не по возрасту глубоко – погрузился в мемуаристику. Во многом этому поспособствовала первая книга подобного жанра, – «Большой футбол», Андрея Петровича Старостина. Затем, страсть к футболу и шахматам закономерно перенеслась на «Записки шахматиста», Александра Александровича Котова, воспоминания маэстро Александра Кобленца (тренера Михаила Таля). В дальнейшем, логическим следствием некоторого взросления и обобщения «предыдущего» опыта, стала для меня эпохальная книга Ильи Григорьевича Эренбурга «Люди, годы, жизнь».

И вот, в году, примерно, 1965-м, я открыл для себя нового замечательного писателя – М.Л. Галлая. Начав читать его воспоминания, я уже не мог от них оторваться…

Сам Марк Лазаревич определил жанр своих произведений, как документально-художественную прозу. С «документалистикой» все, вроде бы, ясно. Ее круг охватывает такие события и таких людей, что без «свидетельских показаний» автора уже невозможно представить работу современных и будущих историков отечественной авиации и космонавтики.

Почему же в бескрайнем море мемуарной литературы именно «острова Галлая» по-прежнему обладают какой-то особой притягательной силой? Наверное, потому, что их «первооткрыватель» сумел дополнить уникальную «фактуру» своих произведений особой художественной составляющей, сумел ее «персонифицировать», вдохнуть живую жизнь в те или иные исторические события.

Прекрасный русский язык, мягкий, «ненавязчивый» юмор, ирония, а чаще всего – самоирония (исходящая, заметим, от высочайшего профессионала своего дела) – вот «основные источники и составные части» (как сказали бы классики) неповторимой прозы нашего героя.

* * *

Не всем, может быть, известно, что в 1960-м году в биографии М.Л. Галлая неожиданно открылась новая страница. Сам Сергей Павлович Королев – легендарный «Главный конструктор» советской космической техники – вписал в штатное расписание руководимого им гигантского ведомства новую должность: «инструктор-методист по пилотированию космического корабля». Создалась уникальная ситуация: впервые в истории инструктор-наставник должен был научить своих подопечных – будущих советских космонавтов – пилотировать летательный аппарат, на котором он сам (по понятным причинам) – ни разу не летал!

Новый круг обязанностей Галлая возник, конечно, не на пустом месте. В среде высококлассных летчиков-испытателей он давно уже слыл непревзойденным мастером работы в нештатных, экстремальных ситуациях. Неизменно выходя из подобных положений – на грани жизни и смерти – с присущими ему мужеством, интеллигентностью и особым «изяществом» – новый наставник сумел сконцентрировать весь свой богатый опыт, с тем, чтобы передать его новому поколению летчиков. Которым предстояло покорить новые, неведомые ранее высоты…

Во время каждого индивидуального занятия на тренажере, после всех мыслимых и немыслимых предварительных «вводных», инструктор задавал неизменный вопрос:

– К полету готов?
– Готов!
– Тогда – поехали!

Это – многократно повторенное М.Л. Галлаем на тренировках «Поехали!» – Юрий Гагарин «взял» с собой в свой первый исторический полет. По возвращении он дал высшую оценку своему инструктору:

«Марк Лазаревич, всё было в точности так, как вы мне расписали. Будто бы вы там уже побывали до меня».

Комиссия в составе полковника М.Л. Галлая, генерал-лейтенанта авиации Н.П. Каманина (одного из первых Героев Советского Союза) и конструктора К.П. Феоктистова экзаменует будущих космонавтов.


«Как мысли черные к тебе придут,
Откупори шампанского бутылку
Иль перечти «Женитьбу Фигаро»…

Как знать, живи Александр Сергеевич в наше время, он, может быть, предпочел бы «Через невидимые барьеры»…

Книги М.Л. Галлая можно читать, начиная с любой страницы.

Правда, издаются они теперь нечасто…


За год до смерти Марка Галлая, его друг, кинорежиссер Эльдар Рязанов, снял о нем документальный фильм под названием «Единица порядочности – один Галлай».

Я долго гонялся за ним, пытался заказывать. Все тщетно.

Совсем недавно он появился на «YouTube»…

Эльдар Рязанов и Марк Галлай.

В конце фильма между его основными участниками происходит такой диалог:

– Как ты себя чувствуешь, Марк? Я имею в виду – физически и морально.
– Годы – есть годы… А насчет «морально» – сложный вопрос. Чтобы человек морально хорошо себя чувствовал, нужно, чтобы ему нравилось то, что происходит в обществе. А я этим похвастаться не могу. Будем считать, что сейчас – переходный период. Правда, в мои 82 года, рассчитывать на то, что я увижу благополучное завершение этого периода – трудно… Но, все-таки – будем надеяться!

* * *

Мемориальная доска, установленная на доме, где жил М.Л. Галлай (Москва, Гранатный пер., д. 2/9).

Источники фото:
http://filatelistovaviaflot.apbb.ru/viewtopic.php?id=6
http://www.lechaim.ru/ARHIV/131/gallay.htm
http://www.arms-expo.ru/news/pamyatnye_rubezhi/mark-gallay-100-let-so-dnya-rozhdeniya14-04-2014-11-28-00/
http://www.stspb.ru/readmore.phtml?news_id=2001
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?id=11200

Технологии Blogger.
В оформлении использовано: Esquire by Matthew Buchanan.