80 лет назад в Харькове зажгли первую советскую елку


В конце декабря 1935-го года в Харькове все было первым. Первая советская Новогодняя елка – в первом в мире Дворце пионеров (открыт 6 сентября 1935 года в здании бывшего Дворянского Собрания – после переноса в 1934 г. столицы Украины из Харькова в Киев и переезда туда Правительства Украины). Кстати, вторым по времени открытия стал Дворец пионеров в Таганроге (открыт 24 января 1936 года – раньше, чем соответствующие учреждения в Ростове-на-Дону, Москве и Ленинграде).

Почему же традиционная Новогодняя красавица появилась в Советском Союзе с таким опозданием – спустя целых 18 лет после революции?

В конце декабря 1935-го года в Харькове все было первым. Первая советская Новогодняя елка – в первом в мире Дворце пионеров (открыт 6 сентября 1935 года в здании бывшего Дворянского Собрания – после переноса в 1934 г. столицы Украины из Харькова в Киев и переезда туда Правительства Украины). Кстати, вторым по времени открытия стал Дворец пионеров в Таганроге (открыт 24 января 1936 года – раньше, чем соответствующие учреждения в Ростове-на-Дону, Москве и Ленинграде).

Итак, почему же традиционная Новогодняя красавица появилась в Советском Союзе с таким опозданием – спустя целых 18 лет после революции?

Ответ, кажется, лежит на поверхности. Придя к власти, «проклятые большевики-безбожники» приказали отменить все православные, в том числе и Рождественские праздники.

Так, да не так. Вернее, не совсем так. Придя в Россию из «Немецкой слободы» - любимого места обитания молодого Петра, Новогодняя елка окончательно укоренилась на нашей земле не ранее середины позапрошлого столетия. В пользу такой хронологии свидетельствует наша родная литература («лучшая история Руси»): ни Пушкин, ни Лермонтов, ни их современники о елке не упоминали.

При этом обычай наряжать на Рождество елку, водить вокруг нее хороводы, дарить детям подарки – прижился, в основном, среди представителей обеспеченных сословий. Маленькие худосочные зеленые деревца, которые можно было увидеть в некоторых крестьянских избах, не могли изменить общего представления о Рождественской елке, как о празднике для «богатых».

Это обстоятельство не могло остаться незамеченным русской демократической прессой. Картинка из журнала «Новый сатирикон», 1913-й год:


Сын швейцара на елке.

Хозяин дома. – Вот тебе, мальчик, башмачки, носи на здоровье. Ну, скажи дяде «мерси». Ну, скажи же! Слышишь? Говорят тебе – скажи! Вот осел-то! Скажи «мерси»!

Ну, ладно… Позову отца, скажу, чтоб он тебя выпорол за это, как следует!

Гостья. – Даже удивительно, до чего эти дети из народа забиты и не развиты!


Определенные «классовые», имущественные различия в праздновании Рождества Христова, не могли помешать этому празднику стать поистине «общерусским». На этом фоне идея об «иноземном» происхождении главного атрибута Рождественских торжеств, как тогда казалось, прочно канула в Лету.

Однако, в 1914-м году, с началом Первой мировой войны, русским людям напомнили, что елочные традиции пришли к нам из Германии. Святейший Синод, например, указывал на языческое, чуждое православным канонам, «елочное поветрие». Петербург переименовали в Петроград, Соответственно и Духовная Академия стала именоваться Петроградской. Ее ректор, епископ Анастасий, в преддверии Рождества, писал в одной из газет:

«Елка - обычай не христианский, представляющий собою затею Лютера, и потому чуждый духу и обычаям православной церкви. Уже в течение ряда лет представители русского духовенства стараются вывести из употребления общества обычай устраивать на Рождество елку. Так например, покойный преосвященный херсонский Дмитрий заменил елку звездой Вифлеемской. Эту же замену предлагает ныне и наш митрополит Петроградский и Ладожский Владимир. Занесенный к нам от немцев обычай нужно искоренить и возвратиться к нашим самобытно-русским обрядам - славлению Христа в Великороссии и к колядкам, с пением песен и посыпанием ржи, как символом обновления сил природы – в Малороссии». («Малороссия» – это Украина; прим. авт.).


Конечно, в обществе высказывались и противоположные мнения, отстаивающие «право елки на существование», но ясно одно: в 17-м году большевики, проводя линию «пролетарского интернационализма» и отвергая антигерманские веяния, отнюдь не собирались также подыгрывать и старорежимным церковным ортодоксам. Елку, таким образом, «товарищи» оставили в покое. Более того, принимали самое деятельное участие в рождественских и новогодних детских праздниках. Так что, например, советскую почтовую марку 1960-го года, посвященную 90-летию со дня рождения В.И. Ленина, следует признать документом, отражающим не «мифы ленинианы», а реальные исторические события.


Однако позднее, во второй половине 20-х годов, ситуация изменилась. Строительство социализма шло уже по всему фронту. На направлении «главного удара» партия большевиков решила резко усилить антирелигиозную пропаганду. Вот когда нашей рождественской красавице досталось «по полной программе»! Стены домов, заборы, трамвайные остановки – украсились десятками и сотнями актуальных «шедевров»: «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов. Мы с тобой – враги попам. Рождество не надо нам!».

Повторяя строки Маяковского, деревенские комсомольцы старались не отставать от своих городских товарищей:

Русь, разогнись, наконец, богомолица!
Чем праздновать чепуху разную,
рождество и воскресенье Коммуны-вольницы
всем крестьянским сердцем отпразднуем!

Иногда зарифмованные лозунги были встроены в «наглядную агитацию»:


Рождественские елки становились опасной «уликой». За их устройство могли и донести «куда следует». В стране уже вырастало целое поколение детей, которые и не «видывали и не слыхивали» про такие чудеса. Но чудо, как и полагается в конце декабря, случилось совершенно неожиданно…


28-го декабря 1935-го года видный большевик Павел Постышев опубликовал не где-нибудь, а в газете «Правда» небольшую заметку, которая повлекла за собой очень большие последствия. «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!» – призывал Постышев.

«Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение, как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению елки… положить конец!»

П.П. Постышев (1887-1939)


Когда встал вопрос о месте проведения самой первой советской елки, он решился сам собой – ну, конечно, – в Харькове! В замечательном, новом, первом в Советском Союзе Дворце пионеров! Ведь совсем недавно, по предложению того же Постышева, Правительство Украины, переезжавшее в новую столицу республики – Киев, подарило детям свою харьковскую резиденцию – огромное, наверное, лучшее в городе, здание бывшего Дворянского собрания. Первая елка должна быть там, и только там!

Честь произнести магические слова «Елочка, зажгись!» выпала на долю 11-летней харьковской пионерки Нины Логвиновой. Перед этим она должна была поблагодарить Иосифа Виссарионовича Сталина и Павла Петровича Постышева за счастливое детство всех советских детей. Было также заготовлено два варианта приветствия – на случай, если Павел Петрович сможет прийти на праздник и на тот случай, если его не будет.

«Ты же понимаешь, наши вожди – очень занятые люди. У них очень много важных государственных дел»…

Постышев, конечно, пришел. Но Нина, от излишнего волнения, перепутала слова и «выдала» ему прямо в глаза: «Нам очень жаль, что Вы не приехали».

Ей, разумеется, за это влетело. Узнав об этом, Постышев через несколько дней встретился с девочкой и вручил ей коробку конфет – бесценный подарок для того времени…

Сейчас Нина Романовна Логвинова по-прежнему живет в Харькове. Несмотря на очень преклонный возраст (91 год!), она работает, преподает зарубежную литературу в Харьковском университете искусств. Пожелаем ей крепкого здоровья и всего самого-самого доброго!


* * *

А Павел Петрович Постышев…

26-го февраля 1939-го года и до него докатилось Красное Колесо. В этот день он был расстрелян, как «враг народа». В 1956-м – полностью реабилитирован. А в 1977-м году ему даже удалось вернуться в Харьков… в виде памятника.

Совсем недавно, в январе 2015-го года, памятник был уничтожен.


Так что, «отца» первой советской елки – в Харькове больше нет.

Но… Елка будет. Вернее – она уже есть.

С наступающим Новым годом!

П.П. Постышев дарит детям елку и Дворец пионеров.
Дружеский шарж Бориса Ефимова, 1935 г.


Источники фото:
http://red-sovet.su/post/26786/lenin-and-christmas-tree
http://dozor.kharkov.ua/events/chp-criminal/1158178.html
http://beauty67.ru/novogodnyaya-yolka-istoriya-tradicii.html
http://home.kirovchanka.ru/stati/rukodelie/vse-o-yolochke!-rasskaz-i-master-klass-dlya-detej
http://dozor.kharkov.ua/themes/1001188/1157032.html
http://www.strana-oz.ru/2003/1/legenda-o-cheloveke-podarivshem-elku-sovetskim-detyam

Технологии Blogger.
В оформлении использовано: Esquire by Matthew Buchanan.