Памяти Йохана Круиффа (1947-2016)


В центральном круге мяч получает 14-й номер голландцев – Йохан Круифф. Сначала медленно, как бы «нехотя», а затем – все быстрее и быстрее он устремляется вперед. Его, все еще не разогревшийся опекун – Берти Фогтс - за ним не успевает, остальные игроки словно окаменели. «Летучий голландец» делает новое ускорение, вот он уже у линии штрафной, вот он уже входит в штрафную!!! И… его сносит Ули Хёнесс, иначе – выход один на один с вратарем! Пенальти! На первой же минуте! Пока комментаторы и прочие эксперты вспоминали и вопрошали – было ли нечто подобное в прошлом, другой Йохан – Нескенс – установил мяч на «точку», разбежался и сильнейшим ударом вогнал его прямо по центру ворот! Вратарю бы сыграть попроще – остаться на месте, а он… Попытался угадать. Не угадал! 1:0! Голландия повела в счете!..

…7 июля 1974-го года. Финальный матч Чемпионата Мира по футболу, ФРГ-Голландия. Мюнхен, «Олимпиаштадион». 75 тысяч зрителей на трибунах и сотни миллионов – по всему миру – «устраиваются поудобнее». Арбитр в поле слегка медлит с началом игры, смотрит на секундомер, что вызывает неодобрительную реакцию трибун. Но вот, кажется, все в порядке. Свисток судьи, матч начался…Голландцы медленно разыгрывают мяч, четко передавая его друг другу. Наверное, они затягивают стартовую паузу для того, чтобы у комментаторов было время познакомить своих зрителей и слушателей с составами команд…

Так проходит 30-40 секунд (немцы мяча не коснулись ни единожды!) И вдруг…

В центральном круге мяч получает 14-й номер голландцев – Йохан Круифф. Сначала медленно, как бы «нехотя», а затем – все быстрее и быстрее он устремляется вперед. Его, все еще не разогревшийся опекун – Берти Фогтс - за ним не успевает, остальные игроки словно окаменели. «Летучий голландец» делает новое ускорение, вот он уже у линии штрафной, вот он уже входит в штрафную!!! И… его сносит Ули Хёнесс, иначе – выход один на один с вратарем! Пенальти! На первой же минуте! Пока комментаторы и прочие эксперты вспоминали и вопрошали – было ли нечто подобное в прошлом, другой Йохан – Нескенс – установил мяч на «точку», разбежался и сильнейшим ударом вогнал его прямо по центру ворот! Вратарю бы сыграть попроще – остаться на месте, а он… Попытался угадать. Не угадал! 1:0! Голландия повела в счете!

Мюнхен, 7 июля 1974, финальный матч ЧМ по футболу.
1-я минута игры.
Справа налево: Ули Хёнесс, Йохан Круифф, Берти Фогтс и… Герд Мюллер (№13). В тот вечер 13-й номер оказался счастливее 14-го…

Это надо было видеть!

Все, кого я знал, болели в тот вечер за Голландию. Симпатичная оранжевая команда со своей фирменной игрой в одно касание, постоянным движением по полю и каким-то романтическим желанием атаковать и умением красиво забивать – покорила сердца любителей футбола во всем мире. И был у этой команды свой первый (точнее, как уже было сказано) – 14-й номер – нападающий Йохан Круифф…

Голландия тогда заслужила чемпионство. Как его заслужила «золотая» сборная Венгрии в 1954-м году. Но… не довелось. Так получилось, что на пути безусловных лидеров мирового футбола оба раза встала команда Германии. Воздадим ей должное. Но это – как-нибудь в другой раз…

* * *

А сегодня – помянем ушедшего от нас вчера – гениального футболиста и тренера. Вспомним этого худощавого парня с битловской прической и не очень здоровым сердцем, трижды удостоенного приза «Золотой мяч» (лучший футболист Европы), великого игрока своего родного «Аякса» и испанской «Барселоны».

Как ростовский болельщик с 60-летним стажем, не могу не сравнить манеру игры Йохана Круиффа и нашего Алексея Еськова – легендарного полузащитника ростовского СКА 60-х годов. Та же неподражаема манера обращения с мячом, умение вовремя прикрыть его корпусом, «убрать под себя», мягко, почти «небрежно» закрутить внутренней либо внешней стороной стопы, а в случае необходимости – нанести разящий, кинжальный удар!

И – поле… Как они видели поле, какие точные, хитрые, «интеллигентные» пасы выдавали эти великие футболисты своим партнерам по команде!

* * *

«Кто гений дриблинга, кто – финта. А он – вонзался, словно финка, насквозь защиту пропоров!». Это – Евтушенко о Всеволоде Боброве.

Может быть, Евгений Александрович что-то напишет и о Йохане Круиффе, который был одновременно – гением и дриблинга, и финта и многого, много другого.

А не напишет – мы все равно будем помнить этого великого голландского футбольного Тиля Уленшпигеля.

Вечная память.

Технологии Blogger.
В оформлении использовано: Esquire by Matthew Buchanan.