Шахматы. Ростов. История и современность… Лев Гульдин


Лев Исаевич Гульдин (1916-1996)… Пожалуй, самый «ростовский» из гостей нашего города – шахматистов – не ростовчан...

Лев Исаевич Гульдин (1916-1996)… Пожалуй, самый «ростовский» из гостей нашего города – шахматистов – не ростовчан. Почему так – будет видно из дальнейшего.

А пока – обратимся к воспоминаниям известного азербайджанского шахматиста и шахматного организатора, мастера Султанова Чапая Али оглы:

«Лев Исаевич Гульдин, мастер спорта, чемпион Азербайджана 1956 года.

Он имел в своём активе победу сокрушительной атакой над М. Ботвинником. Мало кто в Баку знал, что на первом официальном общегородском турнире школьников Ленинграда одним из его победителей стал Лев Гульдин, будущий мастер – шахматист с ярко выраженным комбинационным стилем игры.

Гульдин работал главным инженером на бакинской АТС, и всегда был загружен работой – об освобождении от работы во время турниров на этом предприятии не могло быть и речи.

Мне как-то рассказывали, что рано ушедший из жизни гроссмейстер Леонид Штейн, за какие-то проделки попал в милицию. Участковый, с каким-то восторгом, говорил, что первый раз видит еврея, который так здорово ругается.

Я первый раз видел еврея, который так здорово курил. Дело доходило до анекдота – одной рукой он тушил законченную папиросу, другой доставал новую. В то время, на республиканских соревнованиях, нам давали талоны на питание. Мы, как правило, меняли их на деньги и продукты – Гульдин на все талоны брал папиросы «Беломор».

Крупный инженер, Л. Гульдин на шахматных соревнованиях всегда был стеснен в средствах. В. Багиров, с присущим ему юмором, рассказывал, что когда они ехали на соревнования в поезде, после еды в купе вагона Гульдин открыл окно и вытряхнул крошки с простыни. Сильный встречный ветер унес простыню, и Гульдину пришлось заплатить штраф за простыню в тройном размере. Этот, по нынешним временам смешной, эпизод сильно повлиял на карманные расходы Гульдина – в конце соревнований ему не хватало средств на папиросы.


Человек высочайшей культуры, интеллигент старой, еще «царской», закваски. В шахматы он играл только за счет природного таланта – к партиям не готовился, отложенные позиции дома не анализировал. В одном из турниров Лев Исаевич отложил очень сложный эндшпиль с одним из наших сверстников. Тот призвал на помощь всех нас, мы это окончание анализировали несколько дней, просчитали уйму вариантов, но Лев Исаевич за доской очень быстро и изящно всё опроверг. Когда донельзя расстроенный наш товарищ попытался выяснить, сколько времени ушло у Льва Исаевича на анализ, тот, сильно смущаясь и чувствуя себя, видно, не очень удобно, признался, что у него дома нет... шахмат!

Запомнилась мне моя партия с Гульдиным в первенстве Азербайджана. После ходов 1.d4 Kf6 2.c4 e6 3.Kc3 Гульдин задумался на… полчаса. Где-то в районе 30-го хода, я сделал, как мне казалось, решающий ход, и, довольный собой, начал гулять по сцене. Некоторые из участников, посмотрев на позицию, заранее поздравляли меня с победой. Гульдин сделал ход, которого никто не видел, после чего с трудом мне удалось сделать ничью.

После партии, я спросил у Льва Исаевича: «Почему Вы так долго думали над третьим ходом, ведь Вы всегда играете защиту Нимцовича?» Его ответ поразил меня: «Да я думал не над ходом. У нас на работе возникла одна техническая проблема, и я пока не вижу ее решения!»


Лев Исаевич Гульдин неоднократно, а точнее – четыре раза выступал в соревнованиях, которые проводились в Ростове-на-Дону. Самым памятным для него, наверное, стал знаменитый всесоюзный турнир кандидатов в мастера 1939-го года, на котором молодому шахматисту удалось выполнить норму мастера спорта.

К участию в турнире, по сообщению газеты «64» (1939, №37), были приглашены сильнейшие советские кандидаты в мастера:
Ваксберг, Ельцов, Загорянский, Камышов, С.Коган, Коц, Троицкий, Фогелевич (все – Москва), Батуев, Будо, Васильев, Гольдберг, Гульдин, Зак, Копылов, Модель, Преображенский, Равинский, Скибневский, Скляров, Франк, Фурман, Шнейдеман, Щипунов (все – Ленинград), Замиховский, Поляк, Хавин (все – Киев), Болеславский (Днепропетровск), Маневич (Минск), Силич (Витебск), М.Макогонов (Баку), Скрипкин (Ташкент), Бастриков (Свердловск), Гречкин (Сталинград), Жуховицкий (Хабаровск), Зефиров (Горький), Копаев (Воронеж), Рудаковский (Тамбов), Стольберг (Ростов-на-Дону), Уфимцев (Омск).

Из всего этого славного шахматного воинства в мастера пробились такие выдающиеся шахматисты, как Исаак Болеславский, Марк Стольберг, Самуил Жуховицкий, Иосиф Рудаковский… В числе победителей 1-й группы ростовского турнира, выполнивших мастерский норматив, был и Лев Гульдин.


«Второе место в 1-й группе неожиданно для всех, в том числе и для ленинградцев, занял молодой ленинградский шахматист Гульдин, набравший 9 очков.

Очевидно, ленинградцы просмотрели быстрый рост этого талантливого шахматиста, который дал в турнире ряд хороших партий и, подобно Рудаковскому, имеет только одно поражение» – писал в газете «64» главный судья соревнований, легендарный советский мастер Александр Федорович Ильин-Женевский («64», 1939, №44).


«Привет новым мастерам СССР!» – под таким заголовком газета «64» в своем 59-м номере выделила две полосы из четырех для того, чтобы подробнее ознакомить шахматную общественность с новым мастерским пополнением. «Объективка», посвященная Л.И. Гульдину, состояла из фотографии, краткой спортивной биографии шахматиста и примера его творчества.


«Студенту-выпускнику Ленинградского института связи Льву Исаевичу Гульдину 23 года. В шахматы он играет с 11 лет.

Постоянно участвуя в соревнованиях детского Дома культуры, Гульдин добивается второй категории. В 1934 г. он завоевал первую категорию. Во всесоюзном турнире первой категории, проходившем в Горьком, он набрал норму кандидата в мастера.

Достижение во всесоюзном турнире кандидатов дало Гульдину право на получение звания мастера».


Коган («Зенит», Москва)Гульдин («Молния», Ленинград)

Всесоюзный турнир кандидатов в мастера, Ростов-на-Дону, 1939 г.


«На первый взгляд, позиция белых не внушает опасения, однако черные убедительно демонстрируют свое преимущество, заключающееся в том, что их фигуры хорошо расположены и поддерживают движение пешки е5.

38…Ла1+ 39.Крg2

Не лучше было 39.Крh2 Лe1 40.Cg2 из-за простого 40…е4.

39…Ле1 40.Cd3 Лe3 41.Ca6

Белый слон оттесняется, и черные проводят решающую перегруппировку.

41…Kf5 42.Лb8

Если 42.Лс6, то 42…е4 43.Л:b6 Л:g3+ и далее, как в партии.

42…Л:g3+ 43.Крf2 е4 44.Л:b6 е3+ 45.Крf1 Лf3+ 46.Крe1

Если 46.Крg2, то 46…Лf2+ 47.Крg1 Кd4 48.d6+ Крd8 49.Сb7 Ке2+ 50.Крh1 Кg3+ 51.Крg1 Лf1+ 52.Крg2 е2 и черные выигрывают.

46…Кd4 47.d6+ Кре6 48.Сс4+ Кре5 49.d7 Лf8 50.Сf7 Ла8 51.Крf1 е2+ 52.Крf2 Ла1.

Белые сдались». («64», 1939, №59).


Менее чем через два года, в июне 1941-го, Лев Исаевич (представлявший уже не Ленинград, а казахский город Павлодар, куда он попал, вероятно, по распределению) – снова приехал в Ростов.

На этот раз – как участник – ставшего позднее легендарным – полуфинала XIII Первенства СССР. Об этом соревновании подробно было рассказано в одном из наших предыдущих материалов.

Из таблицы 4-й группы, остановленной, словно мирные шахматные часы 22-го июня 1941-го года, видно, что после пяти туров у Л. Гульдина было два очка.

В этот скромный результат внесла свой вклад и победа над одним из лидеров группы – чемпионом Литвы мастером Вистанецкисом.


Все же, при удачном финише, у Льва Гульдина, как и у других участников, оставался шанс зацепиться за призовое место. Эту возможность, в свойственной ему манере, изложил известный мастер (и, не менее известный шахматный «куплетист») – А.Я. Модель:

Царит спокойствие в турнире,
Не видно партий боевых.
Решили жить партнеры в мире
И выезжают на ничьих.
Учел немедля обстановку
Один Шамаев Леонид,
И как всегда хитро и ловко
Своих соперников громит.
За ним идут боец литовский
И крепкий мастер Рудаковский,
Внушителен Дубинин Петя
(Крупнейший шахматист на свете!),
Илья солидный и маститый,
И Эбралидзе даровитый,
И белорусский ветеран,
И раньше грозный Каспарян,
И тройка молодых бойцов:
Васильев, Гульдин и Ельцов.
Спокойны все. Уже со старта
Играют тихо, без азарта,
И в силу шахматных законов
Предвидеть можно результат:
Примерно восемь чемпионов
Разделят первые места…

* * *

После окончания войны в жизни Льва Исаевича Гульдина начался «бакинский» период. Выдающийся инженер, он, по возможности, старался не забывать и шахматы, постоянно подтверждая в различных соревнованиях свою высокую спортивную квалификацию.

В конце сороковых – середине пятидесятых годов он принял участие в четырех четвертьфиналах и одном полуфинале Чемпионатов Советского Союза. Два четвертьфинала (в 1949-м и 1951-м годах) были проведены в Ростове. В первом из этих турниров Л.И. Гульдин занял 4-е место, набрав 10 очков из 15 возможных. Вот что писал об этом соревновании журнал «Шахматы в СССР» (1949, №12):

«Интересно сложилась борьба в Ростовской группе. Во главе турнира долгое время шел мастер Гульдин (Баку). За ним следовали кандидаты в мастера Каем (Днепропетровск), Константинов (Краснодар), Головко и Гусев (Москва), Кнышенко (Ростов-на-Дону). И в этой группе судьба первых мест решилась только на финише. Гульдин проиграл в 14-м туре ростовчанину Пименову и в общей сложности набрал в последних 3 турах полтора очка, в то время как Гусев набрал 3, а Каем и Константинов по 2,5 очка. Это и позволило им разделить первые три места, на пол-очка опередив Гульдина».


Если добавить к сказанному, что в середине дистанции Лев Исаевич потерпел неудачу также и в поединке с Юрием Венедиктовичем Кнышенко, получается, что ростовчане обошлись со своим старым знакомым не совсем гостеприимно! И все же, по оценке вышеназванного издания, –

«Мастер Гульдин показал в этом турнире содержательную игру и дал ряд цельно проведенных партий. В атакующем стиле победил он москвича Богатырева».


О.Богатырев (Москва)Л. Гульдин (Баку)

Четвертьфинал XVIII Чемпионата СССР, Ростов-на-Дону, 1949 г.

Сицилианская защита

1.e4 c5 2.Kf3 d6 3.d4 cd 4.K:d4 Kf6 5.Kc3 Kc6 6.Ce2 e5 7.Kb3 h6 8.0-0 Ce6 9.Cf3 Ce7 10.Ce3 a6 11.Kd5 C:d5 12.ed Kb8

Это не отступление, а перегруппировка сил. Конь направляется на поле с5.

13.c4 Kbd7 14.Фd2 b6 15.Лас1 а5 16.Ка1? Кс5 17.b3 0-0 18.Фc2 Kfd7 19.g4? Cg5 20.Cg2 C:e3 21.fe Фg5 22.Фе2 Kf6 23.h3 h5 24.gh K:h5 25.Лfd1 f5! 26.Кc2 Лf6 27.Ke1 Kg3 28.Фf2 Kce4 29.Фf3 f4 30.Лd3 Лaf8 31.Лc2 Фh6 32.ef Л:f4 33.Фe3 Kf5 34.Фc1 Kd4


35.С:е4

Проигрывает немедленно. У белых, конечно, очень трудная позиция, но они могли отделаться «меньшим злом»:
35.Л:d4 ed 36.Kd3 Лh4 37.Ф:h6 gh 38.C:e4 Л:e4 39.Лd2,
сохраняя призрачные шансы на спасение.

35…Ке2+! 36.Л:е2 Лf1+ 37.Крh2 Ф:c1 38.Лde3 Л8f2+ 39.Cg2 Л:e2 40.Л:e2 Фf4X.

(Прим. А. Бушкова)


Ростовский четвертьфинал ХХ Первенства СССР 1951-го года поначалу складывался для Л. Гульдина примерно так же, как и турнир 1949-го года.

Газета «Молот» (Ростов-на-Дону) от 30 ноября 1951 года.

Победа в первом туре над знаменитым земляком – Владимиром Макогоновым, удачная игра в последующих поединках, – выдвинули его в группу лидеров. Однако, затем последовал спад.

Итоги этого турнира видны из таблицы.


* * *

Эпилог, или история с фотографией.

На странице, посвященной выдающемуся советскому шахматисту, Заслуженному мастеру спорта В.А. Макогонову была размещена следующая фотография.


Позволю себе процитировать пояснительный текст из вышеназванной статьи:

«У меня в руках – уникальная фотография. Ее мне передала ростовчанка Илона Данова-Джавахишвили – внучка Арона Абрамовича Богатина, о котором мы неоднократно говорили ранее.

Снимок датирован июнем 1948-го года. На нем можно видеть азербайджанских шахматистов – участников полуфинала первого лично-командного Первенства СССР (южная зона), который проводился в Тбилиси. Состав сборной Азербайджана на этом турнире был довольно внушительным: три мастера, два кандидата в мастера, четыре первокатегорника и одна шахматистка третьей категории…

В первом ряду, в белой рубашке, – один из арбитров – А.А. Богатин (Ростов-на-Дону).

Рядом с ним, наверное, неслучайно, оказались его старые знакомые – мастера Сурен Абрамян и Владимир Макогонов (соответственно – 1-й и 3-й справа).

Почему неслучайно?

Да потому что оба эти шахматиста были участниками легендарного ростовского полуфинала 1941-го года – турнира, прерванного войной».


Спустя какое-то время после размещения статьи автор понял, что в своей оценке числа участников ростовского полуфинала-1941, изображенных на фото, он, кажется, допустил ошибку. Сопоставление данной фотографии с фотографией из ростовской газеты «Молот», представленной выше, позволяет предположить, что шахматист, сидящий слева в первом ряду, очень уж напоминает Льва Исаевича Гульдина! А, следовательно, на фотографии сборной Азербайджана образца 1948-го года не два участника знаменитого ростовского турнира, а три! Гульдин, Макогонов и Абрамян.

Это предположение, разумеется, надо было как-то подтвердить. Кроме того, очень хотелось также провести «распознавание образов» и других шахматистов, изображенных на старой фотографии. Возраст которой, по странному стечению обстоятельств, полностью совпадал с возрастом автора данной статьи…

Я обратился за помощью к Татьяне Сперанской – создательнице популярного сайта о Баку и бакинцах «Наш Баку» (http://www.ourbaku.com). Татьяна Борисовна «бросила клич». Большое спасибо ей за это! Пошли отклики. Которые надо было сопоставлять и анализировать. Затем, через родных и близких Татьяны Яковлевны Затуловской – удалось подключить к «решению вопроса» и эту замечательную, выдающуюся шахматистку двадцатого века.

В итоге цель оказалась достигнутой. И теперь уже с полной определенностью можно составить подпись под данной фотографией: Шахматисты Азербайджана – участники первого лично-командного Первенства СССР (Тбилиси, 1948 г.). Слева направо, в 1-м ряду:

Л. Гульдин, Т. Шахтахтинский, В. Макогонов, А. Богатин (арбитр, Ростов-на-Дону), С. Абрамян. Во 2-м ряду: Н. Газаров, Б. Левитас, С. Тер-Григорян.

Здесь, кажется, можно было бы поставить точку. Но… Буквально на днях, 2-го июля, пришло сообщение о кончине Татьяны Яковлевны Затуловской.

И в памяти невольно всплывает еще одна, на этот раз – известная фотография (http://www.sultanov.azeriland.com/champions/kasparov/article.html):

1955-й год. Ворошиловград (Луганск). Командное Первенство СССР по шахматам.
Сборная Азербайджана, слева направо: Л. Гульдин, Т. Затуловская, З. Велибеков, В. Багиров, Т. Горбулева, В. Топровер, А. Зейналлы, С. Халилбейли, Э. Сардаров.

Вот они, стоят рядом – Лев Исаевич Гульдин и Татьяна Яковлевна Затуловская…

Вечная память.

* * *

Технологии Blogger.
В оформлении использовано: Esquire by Matthew Buchanan.