Пионерии – 90 лет

19 мая 1922-го года – официальный день рождения советской Пионерии. В этот день в РСФСР (государства с названием СССР тогда еще не было) по решению Всероссийской конференции РКСМ (Российский коммунистический союз молодежи) была создана массовая детская коммунистическая организация имени Спартака. После смерти В.И. Ленина, в 1924-м году она получила другое название: «Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина».

В этот день уместно вспомнить одного из главных идейных вдохновителей пионерского движения в СССР – Иннокентия Николаевича Жукова (1875-1948).

19 мая 1922-го года – официальный день рождения советской Пионерии. В этот день в РСФСР (государства с названием СССР тогда еще не было) по решению Всероссийской конференции РКСМ (Российский коммунистический союз молодежи) была создана массовая детская коммунистическая организация имени Спартака. После смерти В.И. Ленина, в 1924-м году она получила другое название: «Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина».

В этот день уместно вспомнить одного из главных идейных вдохновителей пионерского движения в СССР – Иннокентия Николаевича Жукова (1875-1948).

Иннокентий Николаевич Жуков

Он родился в 1875-м году в селении Горный Зерентуй, в Забайкалье. В 1895-м году, окончив Читинскую мужскую гимназию, поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Окончив университет в 1902-м году (перерыв в учебе был вызван арестом по политическим мотивам), преподавал географию в Петербургском коммерческом училище, одновременно занимаясь в скульптурном классе Академии художеств. С 1912 по 1914-й год жил в Париже, посещая студию скульптора Эмиля Бурделя, ученика Огюста Родена. Вероятно, в этот период жизни, Иннокентий Николаевич впервые познакомился с организацией скаутов.

В 1916-м году вышла книга И.Н. Жукова «Русский скаутизм. Краткие сведения о русской организации юных разведчиков». Тогда же, редактируя журнал «Русский скаут», Иннокентий Николаевич переработал книгу основателя скаутского движения Р. Баден-Пауэлла «Юный разведчик. Руководство по скаутизму», подготовив ее очередное издание, вышедшее в Петрограде уже после революции, в 1918-м году.

Пионерский значок

...Вспоминает известный советский ученый в области радиосвязи профессор Н.И. Чистяков (1914-2002). Его мемуары были опубликованы в 1999-м году на языке эсперанто (Журнал "Scienco kaj kulturo"/наука и культура/, №1, 1999, с.37-41).

...Это произошло 70 лет тому назад, и рассказ мой будет об учителе географии Иннокентии Николаевиче Жукове...

Мне тогда было 11-12 лет и я учился в четвёртом или пятом классе 41-й московской школы. До революции это учебное заведение называлось гимназией Вяземской. Прежняя хозяйка гимназии, княгиня Любовь Орестовна Вяземская, продолжала работать в школе, была сильным математиком и безупречным педагогом (говорили, что она была коммунисткой). Её сестра, Валентина Орестовна, была моей учительницей во втором классе. И вот среди наших учителей появился Иннокентий Николаевич Жуков - совершенно необычный человек.

Я даже не могу ясно припомнить, как он нас обучал географии. Главным на наших уроках было формирование общего представления о мире, развитие любознательности, самостоятельности, активности, эстетическое и этическое воспитание. Он обучал нас с помощью собственного метода: не столько объяснял нам вопросы из учебника, сколько учил нас понимать, чувствовать их, интересоваться ими и воспринимать их через собственный опыт, по литературе и самой жизни. Конечно, была географическая карта, была указка, но в моей памяти главное место заняли не широты и долготы и не названия столиц. В памяти осталась поистине живая картина далёких стран. Помню, например, синюю воду и жёлтые берега пролива и выразительный голос учителя: "Баб-эль-Мандеб! Баб-эль-Мандеб!" Вот Иннокентий Николаевич вошёл, сел перед нами, славно улыбнулся и сказал: "Навострите, детки, уши и слушайте!" Затем он прочёл нам из своей книги фантастический рассказ о пешем походе юных советских пионеров по Африке: как они шли через пустыню и нашли там самолёт, закопанный в песке французским лётчиком, известным египтологом Гастоном Масперо.

Дети могут изучить географию, если научатся рассматривать карту самостоятельно. И вот на лестничной площадке появилось большое объявление: "Географина". В те годы в журнале "Огонёк" регулярно практиковалась "Викторина", предшественница нынешних кроссвордов. А здесь Иннокентий Николаевич предлагал сложные вопросы по географии, например: "Укажите девять городов на морских берегах Европы, названия которых начинаются на букву "А". И объявлялась премия победителю: маска, выполненная скульптором Жуковым. Так мы узнали, что наш учитель - скульптор. Я победил в "Географине" и через некоторое время Иннокентий Николаевич достал из кармана и вручил мне небольшое скульптурное изделие - масочку весёлой девушки, симпатичной и курносой...

Вскоре мы познакомились с другими работами Жукова: в Москве открылась большая выставка его работ. В залах были сотни скульптур - больших и малых; все были необычны, совсем не похожи на произведения других мастеров, которых мы знали. И все были человечными. Вот добрый бог Ермошка; а на шутливой фотографии Иннокентий Николаевич коленопреклонён перед Ермошкой: молитва о командировке в Париж с целью знакомства с произведениями Огюста Родена, Антуана Бурделя и Аристида Майоля. Случилось так, что молитва "помогла": перед Первой мировой войной Жуков побывал в Италии и Франции. Его произведения очень понравились Родену и другим художникам.

Я не помню, чтобы среди экспонировавшихся произведений находились какие-нибудь абстракции или сложные символы. Однако я хорошо помню: там были обаятельные типы советских людей - взрослых и детей, а также животных и их детёнышей, которые отражали свойства людей и их недостатки. Там была колдунья, похожая на базарную торговку или неистовую царицу коммунальной кухни; там был крокодил с биноклем, наблюдающий за всеми известными в то время "пляжными пресмыкающимися": тогда нельзя было купить купальник, поэтому раздетые мужчины и женщины купались отдельно. В преувеличенных, резко выраженных формах, реалистичных образах, добродушных или остро сатирических, была представлена целая эпоха: дооктябрьская Россия, революция и первое советское десятилетие.

Педагогические методы Иннокентия Николаевича были весьма необычны. Иногда он начинал уроки с шуточного пения на мелодию из "Риголетто" ("Сердце красавицы..."): "Гуммиарабиком, гуммиарабиком...клей, клей!" И вот уже все "склеены" и полны внимания...Однажды Иннокентий Николаевич засунул руку под пиджак и достал... "Ой, змея!" - "Да, дети, это ужонок..."; и вот уже змея обвивает его шею. Конечно, восторг был неописуемый.

То, что вызывало симпатию к Жукову, это его способность находить контакт с любым учеником. Вот кто-то бьёт по щеке другого или тащит за косичку девочку. Иннокентий Николаевич спрашивает с величайшей серьёзностью, совсем не сурово и не угрожающе, но как-то так, что воцаряется абсолютная тишина: "Ты болен?"

Однажды он рассказал нам об эсперанто, международном языке, созданном в 1887 г. в нашей стране; рассказал о создателе эсперанто - хорошем докторе Людвиге Марковиче Заменгофе из Варшавы, который долго жил и учился в Москве. Мы с трудом изучали в то время русскую грамматику. Разумеется, мы обрадовались, узнав, что эсперантскую грамматику можно выучить за пару дней. Оказалось, что многие слова этого языка нам уже знакомы, хотя мы их ещё не учили. Обнаружилось, что на эсперанто можно говорить, писать, петь и даже думать; что на этом языке изданы главные сокровища мировой литературы; что сотни тысяч детей и взрослых во многих странах знают его; что он очень благозвучен и лёгок в произношении.

Мы хотим овладеть языком эсперанто и переписываться со всем миром? Это очень просто: достаточно объявить об этом в журнале "Sennaciulo" /вненациональный/. И вот под руководством Иннокентия Николаевича мы пишем объявление: "Весёлые ребята желают переписываться..." Вскоре наше объявление было опубликовано и затем мы получили много писем и красочных почтовых открыток из Германии и Японии, из Нью-Йорка и Гавайских островов. Перед нами открылся мир не в виде стопки контурных карт, а как мир живых людей, разных и любознательных, далёких, но во многих отношениях близких. В нашу жизнь вошла живая география. Мы учились высоко ценить эсперанто, и, одновременно, у нас пробудился интерес к естественным языкам, к которым в школе всегда было прохладное отношение. Нам также стали ближе проблемы международной политики... Это было хорошим стимулом для всестороннего духовного развития, а географию мы тогда прочувствовали совсем по-другому...

Позже мы узнали, что наш учитель был одним из инициаторов и первых страстных пропагандистов скаутского и пионерского движения, что он ввёл в деятельность пионерских отрядов идейную убеждённость, радость, романтику; что он был членом Центрального Бюро детских коммунистических групп. Мы узнали, что не случайно он носил звание "Старшего пионера Республики".

К сказанному необходимо добавить, что по предложению И.Н. Жукова в названии новой организации появилось само слово «пионер» (pioneer), означающее в англо-саксонских странах «солдат-разведчик» или «сапер». В США «пионерами» называли первопроходцев, осваивавших земли Дикого Запада. Наверное, из-за этих западно-скаутских ассоциаций, руководители комсомола поначалу отнеслись к новому названию настороженно. Его, однако, поддержала Н.К. Крупская (жена В.И. Ленина), призвав комсомол создать детскую организацию «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию». В символике нового движения, также предложенной Жуковым, явственно проступали скаутские черты: красный галстук (вместо зеленого), белая (вместо зеленой) блуза, скаутский девиз «Будь готов!» (с изменением его направленности на борьбу за освобождение рабочих и крестьян всего мира) и скаутский ответ на него «Всегда готов!». От скаутизма в пионерской организации сохранились также игровые формы воспитательной работы с детьми, организация детей по отрядам, институт вожатых, сборы у костра. Три лепестка лилии скаутского значка в пионерском значке превратились в три языка пламени костра, три конца пионерского галстука стали означать три поколения: пионеров, комсомольцев и коммунистов.

Велика роль И.Н. Жукова и в проведении знаменитого Первого Всесоюзного слета пионерских отрядов в августе 1929-го года.

За море синеволное,
за сто земель и вод
разлейся, песня-молния,
про пионерский слет!
Идите, слов не тратя,
на красный наш костер!
Сюда, миллионы братьев!
Сюда, миллион сестер!..(В. Маяковский)

В 30-е годы Иннокентий Николаевич много работает в области педагогики, пишет книжки для детей, выпускает в свет учебник «Начинающему скульптору». В годы войны он вылепил из глины сотни курительных трубок для солдат, каждая из которых являла собой уникальное произведение искусства. Высшей благодарностью для него были письма с фронта «Ваши веселые трубочки в дыму войны согревают нас и дают нам силу еще беспощаднее бить врага». Немногие красноармейцы знали, что автор трубок был хорошо известен в России еще до революции, благодаря почтовым открыткам с изображением его скульптур. Увидев эти открытки, великий Роден воскликнул: «Это талант исключительный и глубокий, как их Достоевский».

Неотразимая (И.Н. Жуков)

Знаю все (И.Н. Жуков)

Проклятый город (И.Н. Жуков)

* * *

Таковы некоторые штрихи к портрету выдающегося русского педагога, одного из самых самобытных деятелей нашей художественной культуры Иннокентия Николаевича Жукова. К сожалению, в созданной по его «проекту» детской организации со временем появились и негативные стороны, обсуждать которые мы здесь сегодня не будем. Если у кого есть желание – посмотрите замечательный советский фильм «Друг мой Колька» (режиссеры Алексей Салтыков, Александр Митта). Там есть все – и «негатив» и «позитив»! Как бывший пионер Советского Союза, «перед лицом своих товарищей», свидетельствую: фильм правдив. Кроме того, он хорошо смотрится, несмотря на то, что ему уже «перевалило» за пятьдесят. Глядя же, «что происходит окрест» с миллионами российских детей-беспризорников на фоне якобы резко возросшей за последние двадцать лет «духовности» нашего общества - невольно подумаешь – если бы пионерской организации никогда не было – ее следовало бы выдумать.


Источник иллюстраций:
http://blogs.mail.ru/mail/vart61/tag/%C8%ED%ED%EE%EA%E5%ED%F2%E8%E9%20%20%C6%F3%EA%EE%E2

Технологии Blogger.
В оформлении использовано: Esquire by Matthew Buchanan.