Советской Рекламе – 90 лет!

При определении точки отсчета – «откуда есть пошла» советская реклама – могут, конечно, возникнуть разные мнения. Одно из них: основные положения теории советского маркетинга были сформулированы не кем-нибудь, а самим… Владимиром Владимировичем Маяковским!

Доказательства – пожалуйста!

Но вначале – маленькое предисловие.

В 1923-м году в городе Екатеринбурге (Свердловском его назовут годом позже) – появился новый иллюстрированный журнал – «Товарищ Терентий» – приложение к газете «Уральский рабочий». (Откуда такое название? Что за Терентий? По воспоминаниям Павла Бажова, художнику-оформителю обложки журнала позировал рабочий, которого звали Терентием. Его имя и было записано на обороте рисунка. При оформлении первого номера, кто-то из Редакции, терзавшейся в поисках наименования своего детища, обратил внимание на эту надпись. Так появился на свет «Товарищ Терентий»).

Кроме литераторов Урала он собрал на своих страницах многих писателей и поэтов, известных всей стране: Демьяна Бедного, Николая Асеева, Михаила Кольцова, Алексея Толстого, Илью Ильфа (тогда еще – без Евгения Петрова). Начиная с первого номера, охотно печатался в «Терентии» и Владимир Маяковский.


«Несмотря на поэтическое улюлюканье, считаю "Нигде кроме как в Моссельпроме"
поэзией самой высокой квалификации». В.Маяковский.

В июне 1923-го года там появилась его статья «Агитация и реклама». Ниже приведен фрагмент этой статьи...

При определении точки отсчета – «откуда есть пошла» советская реклама – могут, конечно, возникнуть разные мнения. Одно из них: основные положения теории советского маркетинга были сформулированы не кем-нибудь, а самим… Владимиром Владимировичем Маяковским!

Доказательства – пожалуйста!

Но вначале – маленькое предисловие.

В 1923-м году в городе Екатеринбурге (Свердловском его назовут годом позже) – появился новый иллюстрированный журнал – «Товарищ Терентий» – приложение к газете «Уральский рабочий». (Откуда такое название? Что за Терентий? По воспоминаниям Павла Бажова, художнику-оформителю обложки журнала позировал рабочий, которого звали Терентием. Его имя и было записано на обороте рисунка. При оформлении первого номера, кто-то из Редакции, терзавшейся в поисках наименования своего детища, обратил внимание на эту надпись. Так появился на свет «Товарищ Терентий»).

Кроме литераторов Урала он собрал на своих страницах многих писателей и поэтов, известных всей стране: Демьяна Бедного, Николая Асеева, Михаила Кольцова, Алексея Толстого, Илью Ильфа (тогда еще – без Евгения Петрова). Начиная с первого номера, охотно печатался в «Терентии» и Владимир Маяковский.

В июне 1923-го года там появилась его статья «Агитация и реклама». Она перед Вами, уважаемый читатель:

АГИТАЦИЯ И РЕКЛАМА

Мы знаем прекрасно силу агитации. В каждой военной победе, в каждой хозяйственной удаче на 9/10 сказывается уменье и сила нашей агитации.

Буржуазия знает силу рекламы. Реклама – промышленная, торговая агитация. Ни одно, даже самое верное дело не двигается без рекламы. Это оружие, поражающее конкуренцию.

Наша агитация выросла в подполье; до нэпа, до прорыва блокады нам не приходилось конкурировать.

Мы идеализировали методы агитации. Мы забросили рекламу, относясь пренебрежительно к этой «буржуазной штучке».

При нэпе надо пользоваться для популяризации государственных, пролетарских организаций, контор, продуктов всеми оружиями, пользуемыми врагами, в том числе и рекламой.

Здесь еще мы щенки. Надо поучиться.

Официально мы уже за рекламу взялись, редкое учреждение не помещает объявлений, не выпускает листовок и т. д.

Но до чего это неумело.

Вот передо мной случайный клочок объявлений из «Известий»:

«Московское коммунальное хозяйство извещает...»
«Правление треста «Обновленное волокно» объявляет...»
«Уполномоченный доводит до сведения...»
«Правление «Боркомбинат» извещает», и т. д. и т. д. до бесконечности.

Какая канцелярщина – извещает, доводит до сведения, объявляет!

Кто ж на эти призывы пойдет?!

Надо звать, надо рекламировать, чтоб калеки немедленно исцелялись и бежали покупать, торговать, смотреть!

Вспоминается европейская реклама. Например, какая-то фирма рекламирует замечательные резины для подтяжек: в Ганновере человек торопится на берлинский поезд и не заметил, как в вокзальной уборной зацепился за гвоздь подтяжками. Доехал до Берлина, вылез – бац, и он опять в Ганновере, его притянули обратно подтяжки.

Вот это реклама! Такую не забудешь.

Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь – хорошая вещь и так пойдет.

Это самое неверное мнение.

Реклама – это имя вещи. Как хороший художник создает себе имя, так создает себе имя и вещь. Увидев на обложке журнала «знаменитое» имя, останавливаются купить. Будь та же вещь без фамилии на обложке, сотни рассеянных просто прошли бы мимо.

Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи.

Даже «Правда», конечно, не нуждающаяся ни в каких рекомендациях, рекламирует себя все-таки: «Каждый рабочий должен читать свою газету» и т. д. На первой странице «Правды» – ежедневная реклама — объявление о журнале «Прожектор».

Конечно, реклама не исчерпывается объявлениями. Объявления – простейший вид. Реклама должна быть разнообразием, выдумкой.

К Всероссийской с.-х. выставке в Москве выйдет под редакцией т. Брик специальная книга о рекламе, первая в РСФСР.

Мы не должны оставить это оружие, эту агитацию торговли в руках нэпача, в руках буржуа-иностранца. В СССР всё должно работать на пролетарское благо. Думайте о рекламе!

[1923]

Свои новаторские теоретические воззрения поэт не замедлил перевести в «практическую плоскость». В том же, 1923-м появляется его гениальный слоган: «НИГДЕ КРОМЕ КАК В МОССЕЛЬПРОМЕ!»1

1 МОССЕЛЬПРОМ — крупнейший советский трест по переработке сельскохозяйственной продукции, который объединял мукомольные, кондитерские, шоколадные фабрики, пивоваренные заводы, табачные предприятия и многие другие производства.

* * *

Владимир Маяковский.
Автобиография «Я САМ».

23-й год.

Организуем «Леф». «Леф» – это охват большой социальной темы всеми орудиями футуризма… Сплотились тесно: Брик, Асеев, Кушнер, Арватов, Третьяков, Родченко, Лавинский.

Написал «Про это». По личным мотивам об общем быте. Начал обдумывать поэму «Ленин». Один из лозунгов, одно из больших завоеваний «Лефа» – деэстетизация производственных искусств, конструктивизм. Поэтическое приложение: агитка и агитка хозяйственная – реклама. Несмотря на поэтическое улюлюканье, считаю "Нигде кроме как в Моссельпроме" поэзией самой высокой квалификации.


* * *

Сначала – малыми, а затем уже – большими сериями – начинают появляться на улицах наших городов моссельпромовские рекламные плакаты. Многие из них сработаны Владимиром Маяковским и Александром Родченко. Текст Маяковского, рисунок Родченко – это очень, очень приблизительно. Маяковский и сам отлично рисует; с другой стороны – яркие поэтические образы прорываются и в произведениях Родченко – прекрасного живописца, скульптора и фотографа, одного из основоположников советского конструктивизма.


«Красный креатив» в действии. 1923-й год, Москва.
Дом Моссельпрома в Калашном переулке. Художник А.Родченко

* * *

Одно из плакатных «отклонений» творческого дуэта в сторону ГУМа (Главного Универсального Магазина) едва не окончилось трагикомически: допустив в спешке две грамматические ошибки в тексте, Родченко хотел было отдать в работу непросмотренный соавтором вариант. Но Маяковский был начеку:

В итоге все закончилось благополучно:

* * *

Александр Родченко часто использовал фотографии Лили Брик в своих знаменитых рекламных коллажах. Представленные здесь работы относятся к более позднему периоду – к 1925-му году:

* * *

…В прошлом году я решил прогуляться по главной улице нашего города – по Большой Садовой. И вдруг, напротив парка имени Горького, снова увидел… Лилю Брик. Прошло столько лет, а эта загадочная женщина совсем не изменилась…

Только от книг ее потянуло… на золотишко. Не думаю, чтобы она этому сильно обрадовалась. Но…

Как сказал бы ее знакомый, поэт Михаил Аркадьевич Светлов:
«Новые песни придумала жизнь»...

Источники фото:
http://www.fresher.ru/2010/12/07/sovetskaya-reklama/
фото Бушкова А.Я.

Технологии Blogger.
В оформлении использовано: Esquire by Matthew Buchanan.