Венедикт Ерофеев (1938-1990)

К 75-летнему юбилею писателя

Русская водка в русской литературе

44 года назад (согласно последней записи «На кабельных работах в Шереметьево-Лобня. Осень 69 года») Венедикт Васильевич Ерофеев («Веничка») завершил поэму в прозе «Москва-Петушки», ставшую, как сказано в одном из многочисленных предисловий, «самым популярным произведением потаенной русской литературы последних десятилетий».

Правда, «потаенность» в эпоху горбачевской гласности перешла в «легальность». По иронии судьбы поэма «Москва-Петушки» была впервые опубликована в сокращенном виде в журнале «Трезвость и культура». Сей респектабельный журнал, оправдывая публикацию произведения, буквально пропитанного алкогольными парáми, посчитал необходимым указать в предисловии, что писатель «резок, беспощаден и безбоязнен в обличении пороков своих сограждан». Сейчас такая сентенция может вызвать лишь улыбку. Ерофеев не был ни революционером, ни диссидентом, обличительный пафос Гоголя, Некрасова и даже Салтыкова-Щедрина – это не про него. Осознав физическую невозможность создавать «широкие полотна» и «типические образы», писатель в муках добрался до собственной, ни на кого не похожей манеры письма. Его книга необычна и интересна, ее просто читают и будут читать. Не это ли есть самая высокая награда для писателя?

Сюжет поэмы «Москва-Петушки» прост как правда. Автор – он же главный герой Веничка Ерофеев – едет в электричке из Москвы до станции Петушки, где его ожидает встреча с любимой женщиной. В вагоне наш герой употребляет самые разнообразные спиртные напитки, размышляет о жизни, беседует с попутчиками и, наконец, доводит себя до состояния сильного алкогольного опьянения. Развязка поэмы трагична: не доехав до своих Петушков, Веничка погибает от сапожного шила, которым орудовали некие неопознанные уголовники.

«И это все?», – спросит читатель, никогда не державший в руках ерофеевской книжицы. Откуда же такая посмертная слава, со всеми «положенными» постсоветскими атрибутами – шумными халявными тусовками, юбилейными спецпоездами, и, наконец, бронзовой фигурой героя рядом со станцией метро «Новослободская»? Именно в этом месте, в сквере на площади Борьбы, по пути с Каляевской улицы на Курский вокзал, Веничка выпил стакан кориандровой…

К 75-летнему юбилею писателя

Русская водка в русской литературе

44 года назад (согласно последней записи «На кабельных работах в Шереметьево-Лобня. Осень 69 года») Венедикт Васильевич Ерофеев («Веничка») завершил поэму в прозе «Москва-Петушки», ставшую, как сказано в одном из многочисленных предисловий, «самым популярным произведением потаенной русской литературы последних десятилетий».

Правда, «потаенность» в эпоху горбачевской гласности перешла в «легальность». По иронии судьбы поэма «Москва-Петушки» была впервые опубликована в сокращенном виде в журнале «Трезвость и культура». Сей респектабельный журнал, оправдывая публикацию произведения, буквально пропитанного алкогольными парáми, посчитал необходимым указать в предисловии, что писатель «резок, беспощаден и безбоязнен в обличении пороков своих сограждан». Сейчас такая сентенция может вызвать лишь улыбку. Ерофеев не был ни революционером, ни диссидентом, обличительный пафос Гоголя, Некрасова и даже Салтыкова-Щедрина – это не про него. Осознав физическую невозможность создавать «широкие полотна» и «типические образы», писатель в муках добрался до собственной, ни на кого не похожей манеры письма. Его книга необычна и интересна, ее просто читают и будут читать. Не это ли есть самая высокая награда для писателя?

Сюжет поэмы «Москва-Петушки» прост как правда. Автор – он же главный герой Веничка Ерофеев – едет в электричке из Москвы до станции Петушки, где его ожидает встреча с любимой женщиной. В вагоне наш герой употребляет самые разнообразные спиртные напитки, размышляет о жизни, беседует с попутчиками и, наконец, доводит себя до состояния сильного алкогольного опьянения. Развязка поэмы трагична: не доехав до своих Петушков, Веничка погибает от сапожного шила, которым орудовали некие неопознанные уголовники.

«И это все?», – спросит читатель, никогда не державший в руках ерофеевской книжицы. Откуда же такая посмертная слава, со всеми «положенными» постсоветскими атрибутами – шумными халявными тусовками, юбилейными спецпоездами, и, наконец, бронзовой фигурой героя рядом со станцией метро «Новослободская»? Именно в этом месте, в сквере на площади Борьбы, по пути с Каляевской улицы на Курский вокзал, Веничка выпил стакан кориандровой…

Препарировать произведение Ерофеева в поисках ответа на поставленный вопрос («и это все?») бессмысленно и, выражаясь «современным» русским языком – контрпродуктивно. Это все равно, что препарировать водку, пытаясь языком цифр и физико-химических показателей объяснить особую роль «хлебной слезы» в жизни русского народа.

Водка – действительно суть и корень ерофеевского творения. Однако внешняя сторона опьянения героя – первична и весьма поверхностна. Есть и другая, более глубокая сторона – мировоззренческая и философская. Живо, образно, с истинно русским народным юмором писатель, можно сказать, «выдохнул» на читателя (не поймите буквально) всю гамму ощущений и ассоциаций, возникающих у русского человека в состоянии легкого (и не только легкого) подпития.

Кстати, об ассоциациях. Небольшая поэма, каким-то таинственным способом, словно глубинная встряска Земли, породила огромную волну воспоминаний, образов, неожиданных сравнений. Волна эта превзошла по объему ерофеевский оригинал в десятки, если не в сотни раз. Отталкиваясь от не слишком удачных строк Маяковского, посвященных памяти Есенина, можно сказать, что «забулдыга-подмастерье» развязал язык «у народа, у языкотворца». Эта «вторичная» литература по праву может считаться продолжением «первичной». Вот лишь один из примеров подобного рода, принадлежащий перу литературного критика Александра Григоренко.

* * *

Друг мой, студент Безрогов, поэму Ерофеева не читал, но когда приехал в наш студенческий город какой-то интеллектуальный московский театр со спектаклем «Москва-Петушки», в душе Безрогова расцвел жасмин. Наверное, тот же, что цвел в Веничкиной душе по мере приближения к Петушкам. К походу в театр Безрогов начал готовиться за неделю: подшивал жилетку, чистил пиджак, клянчил по комнатам галстуки, но – самое главное – трижды выдержал битву за водку. (А если сказать точнее, то битву он выиграл с третьего раза.) В горбачевские времена очередь за водкой на очередь не походила вовсе (я мучаюсь, ибо все сравнения… глуповаты, что ли…). Японцы, проводившие опыты над людьми, выяснили, что при температуре ниже -40° голые люди, помещенные в термокамеру, сходят с ума и начинают буквально жрать друг друга. В горбачевской очереди за водкой люди (причем одетые) пожирали друг друга при любой температуре, и, естественно, определяющим фактором в этой антропофагии являлась мощность челюстей… Для мрачных фантазеров вроде Босха эта очередь – живая натура, от постоянного созерцания которой атрофируется тот орган, которым фантазируют. Для чувствительных и гордых натур это повод раз пять-шесть застрелиться (и все разы – насмерть). Но если у вас хватит мужества перемочь неизбежность того, что гориллы в каракулевых кепках при любых обстоятельствах возьмут без очереди; если вы сами, смиренно преклонив голову, пропустите вперед боевую группу питекантропов с дубинами; если вы, изнывая душой, вынесете вид старухи, бормочущей в бесконечность о том, что приехала фронтовая подруга и окопные сто грамм – святое дело… Господь пошлет вам последнее испытание – женщину-бульдога… Умирая, я вспомню ее. Если железные лапы механического молоха загребали во чрево живых детей, то ее лапы – наоборот – выгребали из чрева бутылки, и лишь бульдожьи щеки, свисавшие до плеч, вздрагивали в такт движущимся конечностям. Если вы наскребете мужества, не скрючитесь в эмбрион, когда услышите ее громоподобный рык, то Господь вознаградит вас за смирение, труд и пот: вы получите бутылку «Русской».

Студент Безрогов все это вынес трижды. Но зачем, спрашивается, такое старание? Дело в том, что весь путь от Курского вокзала до станции Петушки, путь, вошедший в историю мировой литературы, был в буквальном смысле жизненным путем студента Безрогова.

Родился он в Павловском Посаде, жил в Орехово-Зуеве, где однажды испытал организм на предмет совместимости с местными продуктами питания. На глазах (тех самых, которые «постоянно навыкате») голодной общественности из рабочего общежития Безрогов принялся есть ливерную тушенку. Он, как врач-герой, проводил опыт на себе, убеждая сотоварищей в съедобности продукта и тем самым вселяя в них оптимизм, но от вида внутренностей, покрытых волосами, общественность дружно сблевала… Кроме ливерной тушенки в орехово-зуевских магазинах были ведра, хлеб, маргарин, но это не имело никакого значения, ибо до изобильно-показательной столицы – всего 89 км, там и питались.

А в Петушках, в том самом Веничкином Эдеме, средоточии бытия, – Безрогов впервые познал женщину… Ну, скажите, разве мог он не вздрогнуть, не вострепетать, увидев на афише название «Москва-Петушки»? Спектакль действительно был интеллектуальным – без актов, без антрактов…

В разгар действия, в тот самый момент, когда Веничка Ерофеев – прежде чем перейти от тягостных раздумий к сближению с народом – выяснял, кто спер початую четвертинку, в проходе возник великолепный Безрогов. Поступью командора, держа, как факел, бутылку, добытую из лап женщины-бульдога, он двинулся к сцене. Зрители в партере рисковали заработать косоглазие, одним глазом смотря на сцену, другим – на Безрогова. Они считали, что так и нужно.

– А скажи мне, Митрич, – продекламировал актер, игравший Веничку, подзывая к себе похитителя, – а что ты тут делал, пока я в тамбуре был? Пока я в тамбуре был погружен в свои мысли? В свои мысли о своем чувстве? К любимой женщине? А? Скажи…

Последнюю реплику актер промямлил – как тут не замямлить? Вместо положенного по пьесе слабоумного Митрича перед ним стоял одухотворенный Безрогов с бутылкой. Он пожал актеру руку и, обернувшись к публике, сказал:

– Товарищи, я, конечно, извиняюсь и прошу прощения, но вот тут, на этой сцене, мои земляки из Московской области показывают прекрасный спектакль о моей родине…

Публика рассмеялась.

– К тому же в Петушках у меня тоже была любимая женщина. Она и сейчас есть. Давайте выпьем за это.

И Безрогов приступил к распечатыванию бутылки. И Веничка, постепенно пришедший в себя, помогал ему в этом. По причине отсутствия на пробке язычка распечатывали долго; Безрогов кряхтел и кряхтение его постепенно смешивалось с грохотом, раздававшимся за кулисами. Грохот издавали ботинки режиссера, рвавшегося на сцену. Двое рабочих удерживали его под руки. Сам же Безрогов думал, что режиссер хочет его расцеловать, ибо, когда он обратился к залу («Товарищи, ножа ни у кого нет? или вилки…»), публика разразилась аплодисментами. А пока Безрогов раскланивался, режиссер вырвался из силков и, схватив Безрогова за шиворот, уволок за кулисы. Что было за кулисами, Безрогов не рассказывал. Ночью он пялился на свою жилетку с оторванными пуговицами (в милиции оторвали), вспоминал аплодисменты и думал о тщетности возвышения. Вспоминал бутылку, добытую из ада, и думал о бессмысленности подвига… И глаза его становились «пустыми и выпуклыми», исполнялись духовной мощи, и все им было «Божьей росой» – и сухой закон, и ливерная тушенка, и мор, и смерть…

* * *

Необходимо также напомнить еще об одной заслуге Ерофеева. Какие только клинья ни вбивали многочисленные «патриоты» между русской интеллигенцией и русским народом, возвеличивая народ и опуская интеллигенцию, называя ее то «прослойкой», то (прости, Господи) «прокладкой»! Вопреки всему этому русский писатель Венедикт Ерофеев, человек с неоконченным высшим образованием доказал, словно Коперник в астрономии, кричащую очевидность: нет ее, этой пропасти, нет, никогда не было и не будет! Потому что есть некая субстанция, скрепляющая наше многоликое общество лучше любого раствора – цементного или известкового, на яйцах. Наименование этой субстанции всем хорошо известно, не будем лишний раз повторяться. Предоставим, наконец, слово самому автору – Венедикту Васильевичу Ерофееву.

В.В.Ерофеев – о похмельном синдроме:

«Я пошел через площадь – вернее, не пошел, а повлекся. Два или три раза я останавливался – и застывал на месте, чтобы унять в себе дурноту. Ведь в человеке не одна только физическая сторона; в нем и духовная сторона есть – больше того – есть сторона мистическая, сверхдуховная сторона. Так вот, я каждую минуту ждал, что меня, посреди площади, начнет тошнить со всех трех сторон».

* * *

«Давайте лучше так – давайте почтим минутой молчания два этих смертных часа. Помни, Веничка, об этих часах. В самые восторженные, в самые искрометные дни своей жизни – помни о них. В минуты блаженств и упоений – не забывай о них. Это не должно повториться. Я обращаюсь ко всем родным и близким, ко всем людям доброй воли, я обращаюсь ко всем, чье сердце открыто для поэзии и сострадания:

«Оставьте ваши занятия. Остановитесь вместе со мной, и почтим минутой молчания то, что невыразимо. Если есть у вас под рукой какой-нибудь завалящий гудок – нажмите на этот гудок».

В.В.Ерофеев – о будущем:

«Мое завтра светло. Да. Наше завтра светлее, чем наше вчера и наше сегодня. Но кто поручится, что наше послезавтра не будет хуже нашего позавчера?»

В.В.Ерофеев – о женщинах:

«Я был противоречив. С одной стороны, мне нравилось, что у них есть талия, а у нас нет никакой талии, это будило во мне – как бы это назвать? «негу», что ли? – ну да, это будило во мне негу. Но, с другой стороны, ведь они зарезали Марата перочинным ножиком, а Марат был Неподкупен, и резать его не следовало. Это уже убивало всякую негу. С одной стороны, мне, как Карлу Марксу, нравилась в них слабость, то есть они вынуждены мочиться, приседая на корточки, это мне нравилось, это наполняло меня – ну, чем это меня наполняло? Негой, что ли? – ну да, это наполняло меня негой. Но, с другой стороны, ведь они в Ильича из нагана стреляли! Это снова убивало негу: приседать приседай, но зачем в Ильича из нагана стрелять? И было бы смешно после этого говорить о неге…»

Примечания автора для «племени младого, незнакомого» с некоторыми краеугольными камнями советской политграмоты:

Жан Поль Марат (по прозвищу «Неподкупный») – один из вождей Великой французской революции. Убит в собственной ванне одной неуравновешенной особой по имени Шарлотта Корде.

Карл Маркс, отвечая на вопрос, что он больше всего ценит в мужчине и женщине, отметил: «В мужчине – силу, в женщине – слабость».

«Ильича» (имеется в виду В.И. Ленин) тоже пыталась убить женщина – Фанни Каплан. Сделать это ей, однако не удалось. «Ильич» был только ранен.

В.В.Ерофеев – о некоторых аспектах международных отношений:

«Границы нужны для того, чтоб не перепутать нации. У нас, например, стоит пограничник и твердо знает, что граница – это не фикция и не эмблема, потому что по одну сторону границы говорят на русском и больше пьют, а по другую – меньше пьют и говорят на нерусском…

А там? Какие там могут быть границы, если все одинаково пьют и говорят не по-русски! Там, может быть, и рады куда-нибудь поставить пограничника, да просто некуда поставить. Вот и шляются там пограничники без всякого дела, тоскуют и просят прикурить… Так что там на этот счет совершенно свободно. Хочешь ты, например, остановиться в Эболи – пожалуйста, останавливайся в Эболи. Хочешь идти в Каноссу – никто тебе не мешает, иди в Каноссу. Хочешь перейти Рубикон – переходи…»

В.В.Ерофеев – о ситуации на Ближнем Востоке:

«Отбросив стыд и дальние заботы, мы жили исключительно духовной жизнью. Я расширял им кругозор по мере сил, и им очень нравилось, когда я им его расширял: особенно во всем, что касается Израиля и арабов. Тут они были в совершенном восторге – восторге от Израиля, в восторге от арабов, и от Голанских высот в особенности. А Абба Эбан и Моше Даян с языка у них не сходили. Приходят они утром с блядок, например, а один у другого спрашивает: «Ну как? Нинка из 13-ой комнаты даян эбан?» А тот отвечает с самодовольною усмешкою: «Куда ж она, падла, денется? Конечно, даян».

В.В.Ерофеев – о водке и других напитках:

«Вот представьте себе, к примеру: один день, с утра до вечера, вы пьете исключительно белую водку, и ничего больше; а на другой день – исключительно красные вина. В первый день вы к полуночи становитесь как одержимый. Вы к полуночи такой пламенный, что через вас девушки могут прыгать в ночь на Ивана Купала. Вы – как костер – сидите, а они через вас прыгают. И, ясное дело, они все-таки допрыгаются, если вы с утра до ночи пили исключительно белую водку.

А если вы с утра до ночи пили только крепленые красные вина? Да девушки через вас и прыгать не станут в ночь на Ивана Купала. Даже наоборот: сядет девушка в ночь на Ивана Купала, а вы через нее и перепрыгнуть не сумеете, не то что другое чего. Конечно, при условии, что вы с утра до ночи пили только красное!..»

В.В.Ерофеев – о глазах:

«…глубоко спрятанные, хищные и перепуганные глаза – вот какие глаза в мире чистогана...

Зато у моего народа – какие глаза! Они постоянно навыкате, но – никакого напряжения в них. Полное отсутствие всякого смысла – но какая мощь! (Какая духовная мощь!) Эти глаза не продадут. Ничего не продадут и ничего не купят. Что бы ни случилось с моей страной, во дни сомнений, во дни тягостных раздумий, в годину любых испытаний и бедствий, – эти глаза не сморгнут. Им все – божья роса…»

В.В.Ерофеев – о жизни вообще:

«Допустим, так: если тихий человек выпьет семьсот пятьдесят, он сделается буйным и радостным. А если он добавит еще семьсот? – будет он еще буйнее и радостнее? Нет, он опять будет тих. Со стороны покажется даже, что он протрезвел. Но значит ли это, что он протрезвел? Ничуть не бывало: он уже пьян, как свинья, оттого и тих.

Точно так же и я: не менее одиноким я стал в эти тридцать лет, и сердцем не очерствел, – совсем наоборот…

Нет, вот уж теперь – жить и жить! А жить совсем не скучно! Скучно было жить только Николаю Гоголю и царю Соломону. Если уж мы прожили тридцать лет, надо попробовать прожить еще тридцать, да, да. «Человек смертен» – таково мое мнение. Но уж если мы родились – ничего не поделаешь, надо немножко пожить… Жизнь прекрасна – таково мое мнение».

* * *

С этим мнением Венедикта Ерофеева – самобытнейшего русского писателя и хорошего, доброго человека – трудно не согласиться. Не надеясь, правда, увидеть отдельное издание своего главного произведения в «этой жизни», он завещал продавать его после своей смерти по цене бутылки водки – 4 руб. 12 коп.

Ушли в прошлое казавшиеся незыблемыми цифровые сочетания «4-12», «2-60» (за «Кубанскую»), «1-37» (за «Розовое крепкое») и т.д. Как, все-таки, был узок круг алкогольных возможностей советского человека! Как порадовался бы Венедикт Ерофеев при виде тысячи современных бутылок!

Но и огорчение Венички, от того, что он мог увидеть и услышать в новой жизни, но по причине смерти так и не увидел и не услышал – могло бы также измеряться в огромных, можно даже сказать – астрономических единицах.

Ему, слава Б-гу, не довелось ознакомиться с трудами новейших российских историков, объявивших водку «разбавленным спиртом», в отличие от более благородных (по их мнению) виски и коньяка…

Его так и не познакомили с профессором одного крупного московского института, который, испив чашу самогона, полученного им в рабочее время, успел только выдохнуть в телевизионный эфир свое авторитетное положительное экспертное мнение и куда-то исчез, словно растворился в означенном эфире.

И самое главное – Веничка не дожил до того дня, когда водку объявили главным вдохновителем и организатором всех наших неудач за истекшие двадцать лет. А ведь Венедикт Васильевич, поучаствуй он в этих высоконаучных спорах, с легкостью отстоял бы… невиновность водки. А может быть (об этом даже страшно подумать) – назвал бы истинные причины пагубно-возвышенного влечения – своего и своих товарищей…

Но ничего из упомянутого Веничка сделать не успел. Он оставил нам только одну маленькую книжечку.

Ее автор умер, но дело, то есть книга его – живет! Наверное, потому, что водка – бессмертна…

Только она позволяет русскому человеку доходить иногда до таких глубин бытия, которые иным путем – недостижимы. Важно только успеть «зацепиться» за эти глубины, все хорошенько запомнить, чтобы уже «стрезва» посмотреть на мир новым, ясным, незамутненным взглядом. И тогда может приоткрыться частичка истины… Другого пути к ней, наверное, нет…


Мемориальная доска на здании школы в г.Кировске (Мурманская обл.),
которую писатель окончил с золотой медалью.

Источник фото:
http://www.liveinternet.ru/showjournal.php?journalid=2293500&keywordid=866436

Технологии Blogger.
В оформлении использовано: Esquire by Matthew Buchanan.