40 лет назад впервые по советскому телевидению был показан документальный фильм о Владимире Высоцком

Известно, что в советские времена (в другие времена ему пожить не довелось) – Владимир Высоцкий был проблемным актером. Речь в данном случае идет не о творчестве. Если говорить о художественном кинематографе, то режиссер, решивший снять Высоцкого в своем фильме, должен был заранее оценить свои возможности – хватит ли у него сил, чтобы «пробить» утверждение актера на роль. Что же касается документального кино, то здесь «табу» были еще круче – считалось, что участие Высоцкого в подобных проектах давало твердую гарантию: «кина не будет»...

40 лет назад, 15 июня 1972-го года, впервые по советскому телевидению был показан документальный фильм о Владимире Высоцком.

Фрагмент документального фильма «Парень с Таганки», 1972 г.

Известно, что в советские времена (в другие времена ему пожить не довелось) – Владимир Высоцкий был проблемным актером. Речь в данном случае идет не о творчестве. Если говорить о художественном кинематографе, то режиссер, решивший снять Высоцкого в своем фильме, должен был заранее оценить свои возможности – хватит ли у него сил, чтобы «пробить» утверждение актера на роль. Что же касается документального кино, то здесь «табу» были еще круче – считалось, что участие Высоцкого в подобных проектах давало твердую гарантию: «кина не будет».

И вдруг, свершилось маленькое чудо. 15 июня 1972-го года в 22-50 по эстонскому телевидению был показан документальный фильм под названием «Парень с Таганки». Для реализации своего замысла «парни из Таллина» задумали хитроумную комбинацию, которой, наверное, мог бы позавидовать их земляк, гроссмейстер Пауль Керес.

Идея сделать передачу о Высоцком в редакции молодежных программ Эстонского телевидения сомнений не вызывала: известность актера, с оттенком «запретности» и «подпольности» исполняемых им песен - гарантировала программе самый высокий рейтинг. Но получить командировку в Москву «напрямую под Высоцкого» было непросто. Молодые сотрудники ЭТВ Мати Тальвик и Марк Соосар пошли на хитрость: предложили своему руководству сделать сюжет о телефонистке В.И.Ленина, уроженке Эстонии Альме Анни. «Добро» было получено, сюжет с Альмой Анни отснят. А затем, эстонские парни приступили к главной цели своей поездки – явились в театр на Таганке, представились вахтеру, тот позвонил директору, директор театра – Высоцкому. Колесико завертелось…

Мати Тальвик вспоминает:
- Владимир оказался нормальным человеком, с которым мы сразу нашли общий язык. Он перешел на «ты», приободрил – «давай, старик…».

На следующей стадии «комбинации» необходимо было уговорить главного режиссера театра – Ю.П.Любимова. Здесь все зависело от его настроения. Мог сказать – «забирайте Владимира хоть на месяц», а мог и - «никуда не отпущу». Для «нейтрализации» мэтра сняли 5-минутный сюжет о самом Любимове, показанный по ЭТВ в выпуске «Актуальной камеры». – Пускай съездит на недельку! – щедро разрешил Юрий Петрович.

При обсуждении «материального вопроса» Тальвик и Высоцкий также пришли к полному согласию.
- Сколько заплатишь? – спросил Высоцкий.
- А сколько просишь?
- Месячный оклад!
- Это сколько?
- Сто двадцать рублей.
- Договорились…
(Тальвик опешил. Он сам, «провинциальный», мало кому известный журналист, получал заметно больше. Для справки: в те времена 120 р. получал инженер. Рабочий средней квалификации 150-180. Шахтеры и металлурги – 250-300. Профессор крупного вуза - 500).

«Стороны», разумеется, предварительно наметили и программу сюжета. В свободной форме предполагалась беседа о Театре на Таганке, его истории, репертуарных «фишках», о режиссере, актерах. И конечно, - исполнение знаменитых песен.

Мати Тальвик, Марина Влади, Владимир Высоцкий. Таллин, 1972 г.

…Намеченная программа была успешно реализована. Практически не потребовалось даже дополнительного монтажа – все выступление уместилось в 55-минутный телесюжет. Единственная цензурная придирка заключалась в том, что авторам запретили использовать имя Высоцкого в названии фильма…Да, если бы вся советская цензура отличалась подобным «мракобесием», наша страна уже тогда была бы самой свободной страной в мире!

Особого внимания заслуживает история сохранения видеозаписи выступления. Пленка тогда была в большом дефиците, обычно, по истечении определенного срока, ее использовали повторно. Здесь грамотно сработал видеоинженер Юрий Степуков. Благодаря его «маленьким ухищрениям», о существовании записи постепенно «забыли», а сама пленка перестала числиться на балансе телевидения. А когда появилось новое поколение видеотехники, памятная запись была продублирована.

Подведем итог. В 72-м году эстонские телевизионщики сделали очень большое дело. Значение их работы трудно переоценить, ведь это было первое появление Владимира Высоцкого на советском телеэкране, если не считать весьма редкого показа художественных фильмов с его участием. О появлении подобной программы на Центральном Телевидении в те годы не могло быть и речи. Лишь незадолго до смерти актера, барда и поэта Москва, наконец, «отважилась» на небольшой сюжет для «Кинопанорамы». Сюжет-то сняли, а показать – так и не решились…Лишь в 1981-м году, Эльдару Рязанову удалось «протащить», с купюрами, тот самый фрагмент из «Кинопанорамы», увязав его показ с первым посмертным днем рождения Владимира Семеновича Высоцкого…

Источники фото:
http://buro247.ru/music/news/1060.html
http://foto.mail.ru/mail/wladimira80/812/821.html#824

Технологии Blogger.
В оформлении использовано: Esquire by Matthew Buchanan.