Николай Лесков (1831-1895)

Русская водка в русской литературе


Н.С. Лесков

В отличие от своих ближайших собратьев по «литературно-водочному» направлению, данный очерк не коснется хорошо известных произведений выдающегося русского писателя, таких как «Очарованный странник», «Тупейный художник», «Левша»… И не потому, что в них совсем нет «градуса удовольствия». Последний, безусловно, присутствует, и его исчерпывающая «инвентаризация» еще впереди. Мы же рискнем предложить вниманию читателей малоизвестную публицистическую работу Н.С. Лескова «Еврей в России», которая, несмотря на, казалось бы, слишком «общее» название, имеет отчетливо выраженную алкогольную конкретику.

Дело в том, что этот очерк был написан в 1883-м году, когда по южнорусским городам прокатилась очередная волна еврейских погромов, причем одним из лозунгов «атакующей» стороны, наряду с традиционным девизом «Христа распяли, Россию продали!» был и такой: «Евреи споили русский народ!». Правительство Императора Александра III, не отличавшееся особо теплым расположением к «лицам иудейского вероисповедания», тем не менее, восприняло сложившуюся ситуацию достаточно серьезно. Была создана специальная комиссия во главе с графом К.И. Паленом, которой было поручено ответить на главный вопрос: являются ли погромы «естественной» реакцией толпы на те или иные действия со стороны евреев? В случае положительного ответа, очевидно, предполагалось еще сильнее затянуть гайки на так называемом «еврейском вопросе», что в условиях тогдашней России могло привести к дополнительным ограничениям евреев в правах, в частности, в пределах пресловутой «черты оседлости». Высокой комиссией, в качестве эксперта по теме «быт и нравы евреев», был избран Николай Семенович Лесков...

Русская водка в русской литературе


Н.С. Лесков

В отличие от своих ближайших собратьев по «литературно-водочному» направлению, данный очерк не коснется хорошо известных произведений выдающегося русского писателя, таких как «Очарованный странник», «Тупейный художник», «Левша»… И не потому, что в них совсем нет «градуса удовольствия». Последний, безусловно, присутствует, и его исчерпывающая «инвентаризация» еще впереди. Мы же рискнем предложить вниманию читателей малоизвестную публицистическую работу Н.С. Лескова «Еврей в России», которая, несмотря на, казалось бы, слишком «общее» название, имеет отчетливо выраженную алкогольную конкретику.

Дело в том, что этот очерк был написан в 1883-м году, когда по южнорусским городам прокатилась очередная волна еврейских погромов, причем одним из лозунгов «атакующей» стороны, наряду с традиционным девизом «Христа распяли, Россию продали!» был и такой: «Евреи споили русский народ!». Правительство Императора Александра III, не отличавшееся особо теплым расположением к «лицам иудейского вероисповедания», тем не менее, восприняло сложившуюся ситуацию достаточно серьезно. Была создана специальная комиссия во главе с графом К.И. Паленом, которой было поручено ответить на главный вопрос: являются ли погромы «естественной» реакцией толпы на те или иные действия со стороны евреев? В случае положительного ответа, очевидно, предполагалось еще сильнее затянуть гайки на так называемом «еврейском вопросе», что в условиях тогдашней России могло привести к дополнительным ограничениям евреев в правах, в частности, в пределах пресловутой «черты оседлости». Высокой комиссией, в качестве эксперта по теме «быт и нравы евреев», был избран Николай Семенович Лесков.

Выбор этот никак нельзя назвать случайным. Автор повестей «Владычный суд» и «Жидовская кувыркколлегия», будучи удостоенным сочувственных отзывов со стороны правых, а то и просто черносотенных изданий, числился в демократически настроенных кругах «просвещенным антисемитом». В силу этого, по замыслу организаторов всего «мероприятия», можно было надеяться на экспертное заключение вполне определенной направленности.

Но случилось иначе. Подойдя к порученной работе в высшей степени добросовестно и скрупулезно, опираясь на свои энциклопедические исторические познания и на выработанные годами мастерство и опыт бытописателя, Лесков «выдал» результат, на который никак не рассчитывала почтенная публика. Последняя, видимо, не учла, что у русского писателя, помимо пресловутого «имиджа», может быть за душой и такая нематериальная категория, как совесть, а также (выражаясь словами самого Лескова) – «простая, беспристрастная наблюдательность». Все это вместе взятое позволило писателю дать исчерпывающе-аргументированный ответ на извечный вопрос о причинах русского «распойства» – «кто именно главным образом был заинтересован в этом распойстве и кто тому служил и чем радел и на каком основании». И далее – «распойство русского народа совершилось без малейшего еврейского участия, при одной нравственной неразборчивости и неумелости государственных лиц, которые не нашли в государстве лучших статей дохода, как заимствованный у татар кабак».

Завершенный к исходу 1883-го года, «Еврей в России» приобрел статус «документа для служебного пользования». «Дозволенный цензурою» текст был отпечатан в количестве 50 экземпляров, каждый из которых предназначался для членов правительственной комиссии. Впоследствии весь этот небольшой тираж был практически полностью утрачен. Однако, отрывочные сведения о брошюре проникли в печать, обсуждались и цитировались в газетных отчетах о работе комиссии Палена. Сохранилось письмо, адресованное Лескову поэтом Владимиром Соловьевым. В нем указывалось, что «по живости, полноте и силе аргументации» лесковский очерк является лучшим из всего написанного по данному предмету. Тем не менее, для широкого круга читателей работа Лескова осталась тайной за семью печатями. Русский писатель, возвысивший голос в защиту гонимого народа, а самое главное – в защиту истины – так и остался один на один со своей «подмоченной» репутацией.

Лишь в 1920-м году, в вихре гражданской войны, «Еврей в России» восстал, словно Феникс из пепла, представ перед русской читающей публикой невиданным по тем временам тиражом – 60 тысяч экземпляров. В справке «от издательства» удостоверялось, что «предлагаемая брошюра Н.С. Лескова печатается полностью, без всяких сокращений, несмотря на ее устарелость (написана 37 лет тому назад)».

Ныне эта небольшая книжечка является огромной библиографической редкостью. А напечатанному в ней тексту «стукнуло» уже не 37, а 129 лет. Устарел ли он? По большому счету (и к большому сожалению) – нет. Впрочем, пусть судит об этом уважаемый читатель. Несомненно одно: на фоне многочисленных современных публикаций по русской истории, в частности, по истории русской водки (столь же легковесных, сколь и поверхностных) – труд Н.С. Лескова навсегда останется честным и добротным историко-литературным свидетельством.

Маленькая «лингвистическая» справка, вероятно, необходимая перед прочтением лесковского очерка.

В ХIХ веке в русском языке слово «жид» еще не имело той вульгарной, ругательной окраски, которая появилась позднее. Кроме того, в польском и украинском языках это – нормальное литературное слово. Поэтому многие люди, долго жившие на юге России (например, Н.С. Лесков, А.П. Чехов) употребляли его без всякого «шовинистического» оттенка.

P.S. Остается также добавить, что уже в нашем веке «Еврей в России» снова попытался напомнить о себе, появившись на страницах некоторых изданий, в частности, в журнале «Родина» (№№4-5, 2002-й год , предисловие Л.Аннинского). Текст из этой публикации (с некоторыми сокращениями) и предлагается вниманию читателя.


* * *

Говорят: «евреи распаивают народ». Обратимся к статистике, и получаем факт, который представляет дело так, что опять рождается сомнение: распаивает ли жид малороссов?

Оказывается, что в великорусских губерниях, где евреи не живут, число судимых за пьянство, равно как и число преступлений, совершенных в пьяном виде, постоянно гораздо более, чем число таких же случаев в черте еврейской оседлости. То же самое представляют и цифры смертных случаев от опойства. Они в великороссийских губерниях чаще, чем за Днепром, Вилиею и Вислой. И так стало это не теперь, а точно так исстари было.

Возьмем те времена, когда еще не было публицистов, а были только проповедники, и не было повода нарекать на жидов за растление русского народа пьянством. Развертываем дошедшие до нас творения св. Кирилла Туровского в XII веке, и что же слышим: святой муж говорит уже увещательные слова против великого на Руси пьянства; обращаемся к другому русскому святому, – опять тоже Кириллу (Белозерскому), и этот со слезами проповедует русским уняться от «превеликого пьянства», и, к сожалению, слово высокого старца не имеет успеха. Святость его не одолевает хмельного загула, и Кирилл делает краткую, но ужасную отметку:

«Люди ся пропивают, и души гибнут».

Ужасно, но жид в том нимало не повинен. «История церкви» (митрополита Макария, проф. Голубинского и Знаменского), равно как и «История кабаков в России» (Прыжова) представляют длинный ряд свидетельств, как неустанно духовенство старалось остановить своим словом пьянство великорусского народа, но никогда в этом не успевало. Напротив, случались еще и такие беды, что сами гасильники загорались… «Стоглав» встретил уже надобность постановлять, чтобы «священнический и иноческий чин в корчмы не входили, не упивались и не лаяли». Так духовенство, обязанное учить народ словом и примером, само подпало общему обвинению в «пьянственном оскотении»… Об этом говорят живая речь народа, его песни, его сказки и присловья и, наконец, «Стоглав» и другие исторические материалы о лицах белого и черного духовенства, которые были извергаемы или отдаваемы под начало в монастыри. Пьяницы духовного чина прибывали в монастыри в столь большом количестве, что северные обители протестовали наконец против такого насыла и молили начальство избавить их от распойных попов и иноков, которые служат вредным примером для монахов, из числа коих им являлись усердные последователи и с ними вместе убегали. Явление – ужасное, но, к несчастию, слишком достоверно засвидетельствованное для того, чтобы в нем возможно было сомневаться. Во все это время жидов тут не было, и как св. Кирилл Белозерский, так и знатные иностранцы, посетившие Россию при Грозном и при Алексее Михайловиче, относили русское распойство прямо к вине народного невежества, – к недостатку чистых вкусов и к плохому усвоению христианства, воспринятому только в одной внешности. Перенесение обвинения в народном распойстве на евреев принадлежит самому новейшему времени, когда русские, как бы в каком-то отчаянии, стали искать возможности возложить на кого-нибудь вину своей долгой исторической ошибки. Евреи оказались в этом случае удобными; на них уже возложено много обвинений; почему же не возложить еще одного? Это и сделали.

Почин в сочинении такого обвинения на евреев принадлежит русским кабатчикам – «целовальникам», а продолжение – тенденциозным газетчикам, которые ныне часто находятся в смешном и жалком противоречии сами с собою. Они путаются в своих усилиях сказать что-нибудь оригинальное и то представляют русское простонародье отменно умным и чистым и внушают, что оно-то именно будто и в силах дать наилучший тон русской жизни, то вдруг забывают свою роль апологетов и признают это же самое учительное простонародье бессильным противостоять жидовскому приглашению пропить у него в шинке за стойкою весь свой светлый ум и последние животы.

Блажен, кто может находить в этом смысл и логику, но справедливый и беспристрастный человек здесь видит только одно суетливое мечтание и пустое разглагольствие, которое дало один видный исторический результат: разграбление евреев. Результат этот, вовсе нежеланный правительству, был, однако, приятен некоторым тенденциозным писателям, приявшим на свою часть если не поддерживать погромы, то по крайней мере, извинять их с точки зрения какой-то народной Немезиды.

* * *

Из многих обвинений против евреев, однако, справедливо то, что евреи в черте своей оседлости во множестве промышляют шинкарством. Чтобы отвергать это, надо иметь тупость или недобросовестность некоторых пристрастных защитников еврейства. Гораздо важнее для дела – рассмотреть причины этой «склонности евреев» к шинкарству, без которой в России как будто недостало бы своих русских кабатчиков и было бы лучше.

Прежде всего стоит уяснить: какое соотношение представляет число евреев-шинкарей к общему числу евреев ремесленников и промышленников, занимающихся другими делами. Вероятно, если посвятить этому делу много труда, то можно было бы достичь очень любопытных результатов, которые показали бы, что шинкарей много менее, чем слесарей, пекарей и сапожников. Но труд этот будет очень велик, и мы не располагаем нужными для него материалами. К счастию, и здесь, как и в других случаях, простая, беспристрастная наблюдательность дает полную возможность иметь о деле довольно ясные представления.

В любом местечке, где есть пять, шесть шинкарей, – все остальное еврейское население промышляет иными делами; и в этом смысле окольные жители из христиан находят в труде тех евреев значительные удобства не для пьянства. Евреи столярничают, кладут печи, штукатурят, малярят, портняжничают, сапожничают, держат мельницы, пекут булки, куют лошадей, ловят рыбу. О торговле нечего и говорить; враги еврейства утверждают, что «здесь вся торговля в их руках». И это тоже почти правда. Какое же отношение имеют все занятые такими разнообразными делами люди к кабатчикам? Наверно, не иное, как то отношение, какое представляют христиане-кабатчики города Мещовска или Черни к числу прочих обывателей этих городов. Если же в еврейских городках и местечках соотношение это будет даже и другое, т.е. если процент шинкарей здесь выйдет несколько более, то справедливость заставит при этом принять в расчет разность прав и подневольную скученность евреев, при которой иной и рад бы заняться чем иным, но не имеет к тому возможности, ибо в местности, ему дозволенной, есть только один постоянный запрос – на водку.

Христианин не знает этого стеснения, он живет, где хочет, и может легко избрать другое дело, но, однако, и он тоже кабачествует и в этом промысле являет ожесточенную алчность и бессердечие.

Художественная русская литература, до пригнетения ее газетною письменностию, относилась к жизни не только справедливее, но и чутче; и в ней мы встречаем типы таких кабатчиков, перед которыми бледнеет и меркнет вечно осторожный и слабосильный жидок. И это писали не только европейски известные люди из поместного дворянства, но и литераторы, вышедшие сами из русского простонародья (например, Кольцов и Никитин). Им нельзя было не знать настоящее положение дел в русских селах, городах и пригородах, и что же мы встречаем в их известных произведениях? Русский кабатчик, как паук, путает единоверного с ним православного христианина и опутывает его до того, что берет у него в залог свиту с плеч и сапоги с ног; топор из-за пояса и долото с рубанком; гуся в пере и барана в шкуре; сжатый сноп с воза и несжатый урожай на корню…

Поэты и прозаики, изображавшие картины русского распойства, не преувеличивали дела, а, напротив, художественная литература наша не выразила многого, ибо она гнушалась простонародности до Пушкина (в поэзии), до Гоголя (в повествовании) и до Островского (в комедии). А потому вначале в литературе замечался недостаток внимания к сельскому быту, и она впала в ошибочный сентиментализм. Иначе художественная литература отметила бы сцены еще более возмутительные, как, например, старинное пропойство жен и уступку их во временное пользование за вино и брагу, что, как явствует из дел, еще не совсем вывелось и поныне.

История в этом случае строже и справедливее. Несмотря на все русское небрежение к этой науке, она нам систематизировала страшные материалы для «Истории кабаков в России». Кто хочет знать правду для того, чтобы основательно судить, сколь сведущи некоторые нынешние газетные скорописцы, укоряющие евреев в распойстве русского народа, тот может найти в «Истории кабаков» драгоценные сведения. Там отобраны обстоятельные указания: кто именно главным образом был заинтересован в этом распойстве, и кто кому служил, и чем радел ему и на каком основании.

«Страсть к питве» на Руси была словно прирожденная: пьют крепко уже при Святославе и Ольге: при ней «седоша Древляне пити». Св. князь Владимир публично сознал, что «Руси есть веселие пити» и сам справлял тризны и братчины и нечестные пиры. Христианство, которое принял св. Владимир, не изменило его отношения к пиршествам. «Постави князь Владимир церковь в Василеве и сотвори праздник велик, варя 300 провор меду». Некоторые ученые полагают, что этой склонности самого князя к «почестным пирам» Русь в значительной степени обязана тем, что она не сделалась магометанскою. При Тохтамыше «русские упивахуся до великого пьяна». Со временем эту страсть к «питве» захотели было уничтожить – так, при Иване III народу было запрещено употреблять напитки; при его преемнике кн. Василии отгородили слободу «в наливках», где могли пить и гулять его «поплечники», т.е. сторонники и преданные слуги. Иван Грозный, взяв Казань, где был «ханский кабак», пожелал эксплуатировать русскую охоту к вину в целях государственного фиска, и в Московской Руси является «царев кабак», а «вольных винщиков» начинают преследовать и «казнить». Новою государственною операциею наряжены были править особые «кабацкие головы», а к самой торговле «во царевом кабаке» приставлены были особые продавцы – «крестные целовальнички», т.е. люди, клятвою и крестным целованием обязанные не только «верно и мерно продавать вино во царевом кабаке», но и «продавать его довольно» т.е. они обязаны были выпродавать вина как можно больше. Они имели долг и присягу об этом стараться и действительно всячески старались заставлять людей пить, как сказано, «для сбору денег на Государя и веру». Такой же смысл по существу имели контракты откупщиков с правительством в 28 великороссийских губерниях в откупное время.

В должность целовальников люди шли не всегда охотно, но часто подневольно. Должность эта была не из приятных, особенно для человека честного и мирного характера. Она представляла опасность с двух сторон: где народ был «распойлив», там он был и «буйлив», – и присяжных целовальников там бивали и даже совсем убивали, а государево вино выпивали бесплатно; в тех же местностях, где народ был «трезвен и обычаем смирен» или «вина за скудостью не пьют», – там целовальнику «не с кого было донять пропойных денег в государеву казну». И когда народ к учетному сроку не распил все вино, какое было положено продать в «цареве кабаке», то крестный целовальник являлся за то в ответе. Он приносил повинную и представлял в свое оправдание, что ему досталось продавать вино «в негожем месте меж плохих питухов». Нередко целовальник рассказывал, что «радея про государево добро, он тех плохих питухов на питье подвеселял, а кои упорно явились, тех не щадя и боем неволил».

Сначала народ и духовенство просили «снести царевы кабаки», потому что «подле государева кабака жить не мочно», но потом привыкли и перестали жаловаться.

Удивительно ли после этого, что люди, от природы склонные к пьянству, при таких порядках распились еще сильнее, а те, которым и не хотелось пить, стали прилежать сему делу, «заневолю плакав», чтобы только избежать «смертного боя».

Евреи во всей этой печальнейшей истории деморализации в нашем отечестве не имели никакой роли, и распойство русского народа совершилось без малейшего еврейского участия, при одной нравственной неразборчивости и неумелости государственных лиц, которые не нашли в государстве лучших статей дохода, как заимствованный у татар кабак.

* * *

Кто продолжал и довершил начатое целовальниками дело народного распойства и разорения, это тоже известно. Довершали разорительное дело кабака торговый «кулак» (см. поэму Никитина) и сельский «мироед» (см. Погосского); но оба они тоже прирожденные русские деятели, а не иноплеменники. Даже более того: и кулак, и мироед везде азартнее всех других идут против евреев. Еврей им неудобен, потому что он не так прост, чтобы даться в руки мироеду, и не так ленив, чтобы дать развиться при себе кулачничеству. Как человек подвижный и смышленый, еврей знает, как найти справу на мироеда, а как труженик, предпочитающий частый оборот высоте процента, – он мешает кулаку взять все в одни руки. Самый страшный из кулаков – «ссыпной кулак» в старинном, насиженном гнезде кулачества – в Орле недавно сознался, как ему вреден и противен еврей, и орловский кулак выжил еврея. Теперь он остался опять один на свободе от жидовской конкуренции и опять стал покупать хлеб у крестьян за что захочет…

Является вопрос: может ли быть страшен великорусскому крестьянству пришлец-еврей при таком сильном, цепком и бесцеремонном эксплуататоре, каковы кулак и мироед? Еврей может быть страшен только этим кулакам и мироедам и то в таком только разе, если этот пришлец в состоянии обмануть этих местных людей, бессовестных, крепких тонкой сметкой и способных не остановиться ни перед чем на свете. Но в этом можно сомневаться. Вспомним одно, что в целом мире ни у какого народа нет такой эпопеи обмана, как «Мертвые души», и не забудем характерного замечания того англичанина, который по прочтении поэмы Гоголя, сказал, «этот народ непобедим», ибо «такой плут, как Чичиков, ни в каком другом народе не мог родиться».

* * *

Остается все-таки факт, что евреи шинкуют. Это верно. Но пусть никто не подумает, что это весьма распространенное в еврействе занятие есть тоже и излюбленное занятие.

Совсем нет!

Еврей и пьянство между собой не ладят. Известно всем, что между евреями нет пьяниц, как между штундистами, молоканами и некоторыми другими из русских сектантов евангелического духа. Пьяный еврей несравненно реже даже, чем пьяный магометанин. Человеку трезвому противен самый вид пьяного, а докучная, бестолковая и часто безнравственная беседа пьяницы – омерзительна. Сносить целые дни на своих глазах такое безобразие за грошовую пользу может заставить только самая тяжелая нужда. Притом хмельной человек дерзок и буен, и от слов он легко переходит к драке, для которой поводом может служить самое ничтожное обстоятельство. Среди нескольких таких, вкупе собравшихся, пьяниц еврей нередко остается один… Положение его постоянно рискованно, а еврей жизнелюбив, – очень нежный отец, – он очень любит и жалеет своих бахеров. Почему же он все-таки сидит в кабаке? На это стоит ответить.

Еврей сидит в шинке по двум причинам : 1) потому, что при непомерной скученности евреев в черте их оседлости слишком сильна всякая торговая конкуренция на малые средства, и еврей хватается за все, за что только возможно. 2) Еврей шинкует потому, что он также любит производство, на которое более спроса. В местности, где живет еврей в России, всего более спроса на водку, и еврей является продавцом этого ходкого продукта. На книгу здесь спрос всего менее, и евреи книгами не торгуют, но в Варшаве, в Вильне и в Петербурге они торгуют и книгами. Их живой коммерческий смысл сейчас же везде прилаживается к спросу.

Двадцать лет тому назад евреи не издавали в России газет, но появился спрос на газеты, и сейчас же в Одессе нашелся еврей Рабинович, который явился с предложением своих услуг; теперь их есть уже несколько. Усмотрев в Киеве, сколь прибыльно дело от торговли изображениями святых, евреи занялись даже этим, по-видимому, совсем не подходящим для них издательством… Евреи – люди торговые, а не филантропы, и коммерческий склад их ума всегда стремится изыскать всевозможные средства тому, чтобы получить заработок посредством удовлетворения существующему или возникающему спросу. Где спрашивают только водку, там еврей тем и озабочен, чтобы подать водку. Ему нельзя здесь производить иные предметы, которых у него никто не потребует. Вот отчего еврей шинкует, – не без отвращения к этому делу.

Несколько лет тому назад евреям было запрещено держать шинки, но распоряжение это было отменено по представлениям акцизного ведомства, и отмена эта была необходимою, потому что местные крестьяне не хотели заниматься беспокойным и грязным шинкарским промыслом, а от того казне угрожал очень серьезный убыток.

Да и стоит ли хлопотать, чтобы не шинкарил еврей, а сидел вместо него орловский или калужский обирало-целовальник? Какая польза была бы от такой замены? Как еврей-шинкарь не может быть филантропом, точно так же никогда таковым не будет и православный кабатчик, – точно такой же, если не хуже, ростовщик и обирало…

Если стоит о чем в этом деле подумать, то это совсем о другом… Пока брак, крестины, похороны и всякое храмовое торжество – им же несть числа – у православных, будто как у язычников, только и «красны пьянством», мужик, прося в долг вина, жалобно стонет, что «ему без того нельзя помолиться», – то при жиде ли или православном кабатчике он все равно понесет в заклад шинкарю какую-нибудь нужную в хозяйстве вещь из тех, что в официальном языке удобно называется «крестьянскими излишками». Еврей и русский кабатчик одинаково примут заклад и возьмут проценты, – еврей несколько меньше, а православный – побольше.

Только и разницы.

Не лучше ли смотреть в другую сторону, где можно видеть кое-что наводящее на более плодотворные мысли.

Вот факт: где появляется штунда, или, как ее называют, «непитущая вера», там православный кабатчик сначала делает доносы, а потом бежит оттуда, ибо видит, что ему «тут уже делать нечего». Он нащупывает себе место среди людей более православных, а еврей-шинкарь, которому некуда отбежать от еретиков, бросает шинкарство и приспособляется заняться тем, что указывает ему запрос образующегося нового культа. Среди штундистов еврей часто начинает с того, что подвозит контрабандным путем для новых христиан русские Библии лондонской или венской печати (без апокрифов); или он открывает чайную, или, наконец, строит стодол с поместительною залою для собраний нововеров, любящих читать вместе слово Божие. Вообще еврей сейчас применяется и делает что-нибудь такое, что подходит к изменившимся условиям жизни окружающей его среды.

Словом, при первой возможности оставить это ремесло без потери выгод, еврей сейчас же спешит этим воспользоваться и является перед соседом-христианином с таким новым предложением, какого тот спросит. А пока дела в околице стоят так, что для всех всего милее водка, – до тех пор ненарушимо будет исполняться экономический закон: «каков спрос – таково и предложение».

Краткий словарик

Малорóссия – так в дореволюционной России официально называлась Украина.

Целовальники – в эпоху Ивана Грозного – выборные лица, ведавшие сбором кабацких пошлин. Название произошло от «целования креста», то есть присяги на верную службу. С XVIII века целовальниками стали называть продавцов в казенных винных лавках.

Черта оседлости (полное название: Черта постоянной еврейской оседлости) – внутренняя граница, отделявшая часть территории Российской империи, на которой разрешалось постоянное проживание евреев. Установлена в 1791 г., в XIX веке охватывала 15 губерний Царства Польского, Литвы, Белоруссии, большую часть Украины. Вне черты оседлости правом на жительство пользовались купцы 1-й гильдии, лица с высшим образованием, ремесленники, отставные солдаты. Упразднена 20 марта (2 апреля) 1917 года специальным законом Временного правительства.

Шинок (шинка) – он же – кабак, он же – кружечный двор, он же – кружало; – питейный дом, место продажи водки, иногда также пива и питного меда.

Пален Константин Иванович (1833-1912) – российский государственный деятель, граф. В 1867-1878 – министр юстиции. По Указу царя освобожден от занимаемой должности «за небрежное ведение дела Веры Засулич».

Никитин Иван Саввич (1824-1861) – самобытнейший русский народный писатель и поэт, уроженец Воронежа. Во многих произведениях Никитина отражены быт и нравы торгового «кулачества» (его отец владел свечным заводом и торговой лавкой).

Погосский Александр Фомич (1816-1875) – русский писатель. Восьмилетняя служба в нижних воинских чинах дала ему возможность близко познакомиться с солдатским и крестьянским бытом и в совершенстве освоить все тонкости народного языка.

Источники иллюстраций:
http://www.rulex.ru/01120487.htm
http://blogs.ruvr.ru/users/targar/post103492326/

Технологии Blogger.
В оформлении использовано: Esquire by Matthew Buchanan.