Кинофильму «Все остается людям» – 50 лет


Замечательному советскому фильму «Все остается людям» (режиссер Георгий Натансон, автор сценария Самуил Алешин) – исполняется 50 лет.

Помню, как в 63-м, мы, ростовские девятиклассники, вместе с нашей учительницей – Зоей Федоровной Ивановой – ходили смотреть эту картину в кинотеатр «Буревестник». После просмотра разгорелся жаркий диспут. Его пламя неутомимо поддерживал Владимир Павлович Маркуца, преподаватель университета, сам – «человек – огонь». Потом было сочинение на тему: «Все остается людям. И хорошее, и дурное»…

* * *

25 июня я смотрел телепередачу «Рожденные в СССР», в которой принял участие Георгий Натансон. Мой вопрос режиссеру и фрагмент из его ответа – перед Вами...


Замечательному советскому фильму «Все остается людям» (режиссер Георгий Натансон, автор сценария Самуил Алешин) – исполняется 50 лет.

Помню, как в 63-м, мы, ростовские девятиклассники, вместе с нашей учительницей – Зоей Федоровной Ивановой – ходили смотреть эту картину в кинотеатр «Буревестник». После просмотра разгорелся жаркий диспут. Его пламя неутомимо поддерживал Владимир Павлович Маркуца, преподаватель университета, сам – «человек – огонь». Потом было сочинение на тему: «Все остается людям. И хорошее, и дурное»…

…В преддверии юбилея, о котором, по-моему, нигде не написано ни строки, заглянул в Сеть и попал на такой форум:
http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1227/forum

Обсуждению предшествовала «официальная» рецензия. Вот ее фрагмент:

«Этот фильм выдержан в лучших традициях советского тенденциозного морализаторского искусства. Основной конфликт заключается в том, что доминирующий и несколько смахивающий на памятник образ академика Дронова противостоит образам его более молодых коллег – Морозову и Румянцевой. Дронов умирает и знает об этом, обреченность не пугает его, он мужественно и стоически продолжает работать. В то же время его коллега и заместитель Морозов – типичный образец советского «положительного гада»: суетливый карьерист, не брезгующий любыми средствами, чтобы занять место Дронова, получить его материалы. Несколько побочным образом в картине является священник отец Серафим в несколько ленивом исполнении Попова (у актера заведомо невыигрышная, пассивная и провальная роль, и он просто ничего не может с ней сделать). Священник призван оттенять благородный атеизм и научную силу Дронова, поэтому их отношения сводятся исключительно к бессмысленным спорам о религии. Фильм осложняется еще одним конфликтом. Ассистентка Дронова Румянцева безумно и безнадежно влюблена в него, что вызывает беспокойство у супруги ученого, которую Пилявская играет в своем привычном менторском стиле…

Конец у картины совершенно оперный – патетическая советская традиция не позволяет показать смерть героя, поэтому завершает фильм его монолог о том, что «все остается людям».

М.Ю.Сорвина


Как и следовало ожидать, реакция на этот современный «официоз» была бурной и негативной. Подумалось: неужели трудно было «организовать» как минимум, две рецензии, представляющих разные точки зрения?

* * *

«Может в этом и проявился талант создателей фильма, поругать Веру так, что я молодой советский новоиспечённый атеист (дурачок, в общем), порадовался тому, как убедительно разнес Депутат Священника. И только через мно-о-го лет понял, что среди прочего и эта сцена стала одним из кусочков дороги, которая, в конце концов, привела меня к Вере.

Спасибо Вам, Создатели фильма!»

Пользователь "Макаров", 27.06.2013 12:42


* * *

«Смотрел сейчас по «Ностальгии» передачу о Георгии Натансоне. Впервые увидел и услышал его. До чего симпатичный старик и замечательный режиссёр. Я сразу вспомнил его лучшие, на мой взгляд, фильмы, которые посмотрел ещё в 60-е годы – «Всё остаётся людям», «Старшая сестра», «Ещё раз про любовь». Поэтому и заглянул на эту страницу. Первое, на что я наткнулся, - вступительная рецензия, написанная в самодовольной и развязной манере. Во всём сквозит брезгливое отношение ко всему советскому. Понимаю, что каждый человек по-своему воспринимает любое произведение искусства. Я, например, совершенно другими увидел героев этого фильма. Для меня результат спора между академиком и священником – ничья, поскольку каждый из них по-своему прав. Посмеиваясь над тенденциозностью советского искусства, рецензент забавным образом впадает в такую же тенденциозность, только противоположного свойства. А мне фильм очень понравился. Актёры прекрасные. И на моё мнение уж никак не могут повлиять рецензии подобного качества».

Пользователь "Эдвард-В", 18.01.2013 23:47


* * *

25 июня я тоже смотрел «Ностальгию», «Рожденные в СССР». Мой вопрос режиссеру и фрагмент из его ответа – перед Вами. Позвольте еще раз пожелать Георгию Григорьевичу Натансону здоровья и всего самого доброго!

…Хорошо, что еще есть телеканалы, на которых можно увидеть и услышать таких людей!



* * *

Источник фото:
http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1227/poster/56414/

Технологии Blogger.
В оформлении использовано: Esquire by Matthew Buchanan.